Краснодарский край, г. Анапа

Анапский маяк

Карточка маяка:
Местоположение: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крепостная, д. 2/3.
Координаты: 44.888006, 37.299115
Строитель маяка: А. Евстигнеев
Высота над уровнем моря: 43 метра
Высота маяка: 21 метр
Свет огня: Красный
Дальность видимости: 18,5 миль
Статус: Объект культурного наследия регионального значения
Современная эксплуатация: Действующий

Анапский маяк

Место, на котором сейчас располагается маяк, не всегда было центром Анапы. С древнейших времен Анапский мыс был стратегически важно точкой обороны. В начале XIX века поселок на берегу Черного моря начинает активно развиваться, и уже в XX века Анапа становится городом с развитым судоходством и курортной инфраструктурой.
С вхождением Таманского полуострова в состав Российской Империи Анапа расцветала. У берега начиналось активное судоходство и все больше назревала необходимость постройки здесь маяка.
Великий князь М.Н. Романов в письме своему дяде – Великому князю Константину Николаевичу, занимающему должность Морского министра, отмечал: «Отсутствие освещения препятствует развитию судоходства и края в целом».
Спустя некоторое время по указанию министра был разработан план по возедению маяков на всех морях юга России. Постройка маяка на Анапском мысе была запланирована на 1876 год. Новый маяк должен был обозначать мыс и ограждать проходящие суда от попадания на отмели и рифы в акватории мелководной Анапском бухты. Однако, в 1877 году началась война России с Турцией и военная кампания перечеркнула все планы гидрографической службы. Строительство маяка было на длительное время заморожено.
Обеспокоенность жителей Анапы возрастала, и представители мореходства обращались в дирекцию Морского министерства: «Гибель судов и людей в Анапской бухте в ночное время случается исключительно по неосвещению берегов. От этих бедствий страдает торговля и каботажный промысел, что отражается неблагоприятно на экономическом быту населения, почему мы, уполномоченные городским населением, повергаем перед Вашим Императорским Высочеством почтительнейшую просьбу, осчастливьте нас повелением об ускорении в Анапе постройки маяков».
В 1886 году был установлен лишь временный портовый огонь, так как на строительство положенного по штату полноценного каменного маяка средств у Дирекции не было. Временный огонь представлял собой керосиновую лампу на деревянных козлах в срубленной из бревен башенке.
Через двенадцать лет, в 1898 году керосиновую лампу заменили настоящим чудом инженерной мысли – ацетиленовым фонарем конструкции Густава Далена от шведской фирмы AGA. Аппарат был поворотным и предназначался для создания мерцающего света. По сему данную конструкцию той поры называли «шведская мигалка». Для установки нового шведского аппарата башенку обновили и сделали выше, поэтому 14 июля 1898 года считается официальной датой основания Анапского маяка несмотря на то, что технически маяка как такового еще не существовало. До начала постройки первого полноценного маяка прошло еще 9 лет.

Шведский ацетиленовый вращающийся аппарат фирмы AGA. Пример из коммерческого предложения торговой компании «Газоаккумулятор» (РГА ВМФ, Ф. 404, О.3, Д. 2212, Л. 38)

Близость Анапы к плодородным землям Кубанской губернии позволяла развивать каботажное плавание, но отсутствие маяков и огней вдоль берега мешало активному судоходству и торговле. В сентябре 1903 года Дирекция маяков Черного и Азовского морей направила городскому старосте Анапы отношение:
«Для нужд мореплавания морским ведомством предполагается построить в городе Анапе маяк второго разряда с жилым домом и необходимыми службами, для чего требуется участок земли мерою около 6000 квадратных саженей. Дирекция просит Вас, милостивый государь, не оставить ее уведомить – не признает ли городское управление возможным ввиду той пользы, какую может принести проектируемый маяк для мореплавания вообще и для Анапского порта в особенности,, уступить вышеуказанный участок в пользование морского ведомства безвозмездно».
Однако, на выбранном в Дирекции участке городское собрание уже запланировало обустройство сквера для прогулок (современный сквер в районе склепа Героон), поэтому дирекции было предложено построить маяк на самом мысе. Данное решение удовлетворило все стороны. В октябре 1906 года был утвержден проект, а на саму постройку были выделены деньги на сумму 41 330 рублей – согласно смете поданной в Главное Гидрографическое управление

Проект Анапского маяка 1906 г. (РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.01069, Л.11.)

О направлении сметы на постройку Анапского маяка на сумму 41 330 рублей (РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д. 01069, Л.1.)

Согласно пояснительной записке к проекту, маяк должен был быть построен на границе с городским кладбищем на участке с древними насыпными курганами. Башня спроектирована на сплошном фундаменте. Все здания предположено сделать из местного Анапского кирпича. Стены предполагалось частью отштукатурить, частью укладывать кирпич под расшивку (РГА ВМФ, Ф. 404, О.3, Д. 01069, Л.2.)
В здании была предусмотрена выгребная яма, однако оно строилось с учетом того, что скорым временем здесь можно будет устроить водопровод.
Проектом предусматривалось возведение двух лестниц – одна парадная и одна черная, для содержания в более опрятном виде парадной, которая служит вместе с тем и ходом на башню. Под лестницами предусмотрены кладовки – одна для смотрителя и одна для служителя. Нижний этаж дома отведен для служителей, верхний – для смотрителей. Смотрителю отведены 4 комнаты и кухня с балконом на море из столовой и кабинета. Двери, выходящие в коридор, предположено остеклить и устроить в них светлые фрамуги (РГА ВМФ, Ф. 404, О.3, Д. 01069, Л.2(об).).
Первый этаж башни отведен под кладовую маячных принадлежностей. Ступени парадной лестницы, согласно проекту, были мозаичные.
Отдельным зданием была спроектирована прачечная с кладовой для топлива. Отвод воды из прачечной производился по гончарным трубам до обрыва. В отдельном здании были спроектированы коровник и сарай для громоздких вещей с погребом под ними. Как и кладовая, так и погреб имели три отделения для пользования смотрителем и тремя служителями. Крыша над этим зданием односкатная, для экономии пространства под сеновал.
Кроме того, на территории маячного городка были погреб для керосина, рассчитанный на 180 ящиков, птичник из кирпича и железо-бетонная цистерна для воды, вмещавшая 3000 ведер (РГА ВМФ, Ф. 404, О.3, Д. 01069, Л.3(об).).
Проект был утвержден в октябре 1905 года, руководство строительством было доверено инженеру А. Евстигнееву. Под его началом работы были закончены всего за полгода. Башня и маячный городок вокруг нее строились с марта по август 1909 года.
Для строящегося маяка был заказан оптический прибор с линзой системы Френеля. Удивительно, что цена изготовления и поставки данного прибора фирмы «Barbier, Bernad & Turrenne» составила около 47 000 рублей, что сопоставимо со сметой на постройку всего маячного городка.
Из Франции был поставлен и установлен сигнальный фонарь типа «Eclair» (Молния). Диаметр осветительной конструкции составлял 3 метра. Фонарь давал вспышку каждые 10 секунд за счет сгорания паров керосина.
В октябре 1909 года в Циркуляре Главного гидрографического управления Морского министерства появилось сообщение о начале работы Анапского маяка. Поэтому официальной датой ввода маяка в эксплуатацию считается 20 октября 1909 года.
Первым смотрителем маяка был отставной капитан Леон Сулейманович Сулькевич. Он с семьей, как и другие служащие, жили в двухэтажном доме, примыкавшем к маячной башне. Несмотря на неказистую территорию вокруг маяка, он быстро стал «визитной карточкой» Анапы.

Анапский маяк на открытках начала XX века

Анапский маяк, фото начала XX века.

К сожалению, столь изящный памятник архитектуры был разрушен во время Великой Отечественной войны. В августе 1942 года вермахт начал операции по захвату Черноморского побережья. После эвакуации персонала командование обороны города решило взорвать Анапский маяк, но советские войска этого сделать не успели. Маяк взорвали немцы уже во время отступления из Анапы. В сентябре 1943 года Анапский маяк был разрушен несколькими сильными взрывами.
Тем не менее во время операции по освобождению города под огнем противника матросы черноморской гидрографической службы оборудовали временный сигнальный пост из деревянной вышки и ацетиленового фонаря. Это помогало судам наступающего советского флота теснить и выбивать врага с Черноморского побережья.
В послевоенные годы восстановление Анапы шло довольно затруднительно. До 90 процентов каменных домов и построек центральной части города были разрушены. Деньги на восстановление маяка выделили только в середине пятидесятых годов.
Новое здание маяка было построено в 1955 году. Оно представляет собой восьмигранную башню из кирпича высотой 21 метр. Сам же светооптический аппарат находится на высоте 43 метра над уровнем моря. В дореволюционном маяке фонарь находится почти на 4 метра ниже. К тому же, помимо светового сигнала, современная аппаратура позволяет подавать радиосигнал, что значительно расширяет диапазон работы маяка.

Анапский маяк, 1974 г.

Здание Анапского маяка, 1990 г.

На сегодняшний день Анапский маяк оборудован светооптической системой «Акватайм-50», которая включается автоматически с наступлением вечерних сумерек и выключается с наступлением утренних сумерек. Сердцем прибора является специальная металло-галогенная лампа мощностью всего в 150 ватт. Свет от лампы усиливается при помощи специальной оптики, и в итоге дальность действия аппарата, расположенного на такой высоте составляет 15 морских миль в нормальную погоду. Усиливающая оптика российского производства, а сама лампа импортная.

Маяки России

Интерактивная карта

Вы можете выбрать маяк на карте и перейти на страницу с подробным описанием

Маяк Балтийский

Маяк Балтийский (Пиллау) – самый западный маяк России.

Подробнее

Маяк Русский

В 1953 году вместо старого маяка возвели новый, высотой 24 метра Подробнее

Маяк Белый

Уникальный, полностью деревянный маяк, сложной конструкции.
Подробнее

Маяк Кастрикум

Строили с 1963 по 1966 год. Кастрикум был установлен на обрывистом мысе. Подробнее

Маяк на мысе Слепиковского

Уникальный маяк на Мысе Слепиковкого, построенный еще во время японского губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.).

Подробнее

Маяк Ай-Тодор

В 1835 году на месте старой римской сигнальной башни был установлен маяк Подробнее

Маяк Петропавловский

Один из старейших маяков Камчатки обеспечивает безопасность судоходства при входе из Тихого океана в Авачмнскую губу.
Подробнее

Маяк Таран

Построенный немцами в 1846 году Маяк Таран после окончания Второй мировой войны перешел в собственность СССР, а затем – в собственность современной России.
Подробнее

Сочинский маяк

В 1864 году на месте современного города Сочи был основан порт Даховский, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. Подробнее

Кашкаранцевский маяк

Первый маяк был построен здесь в 1938 году в виде навигационного знака, а в 1978 году он был сооружен уже в виде круглой кирпичной башни, окрашенной белыми и красными горизонтальными полосами с фонарным сооружением. Подробнее

Святоносский маяк

Святоносский маяк – один из самых старейших маяков России, имеющий уникальную деревянную конструкцию башни.
Подробнее

Большой Тютерс

Маяк Большой Тютерс

Маяк Большой Тютерс – один из самых старейших маяков России, которому уже больше ста лет. Он продолжает функционировать и находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота. Подробнее

Маяк Дербентский

Дербентский маяк – самый мощный на Каспийском море и входит в перечень объектов ЮНЕСКО. Подробнее

Маяк Анапский

Анапский маяк – одна из визитных карточек курорта. Первый маяк был построен в 1909 году. Нынешний - в 1955 году, после разрушения первого во время войны. Подробнее