Балтийск, маяк Пиллау

Маяк Пиллау

Карточка маяка:
Местоположение:Город Балтийск, Калининградская область
Координаты:54.63879,19.893397
Год основания:1813
Строитель маяка:Гидроинженер Шульц, чертежи Карла Фридриха Шинкеля
Высота огня от уровня моря:33,2 м
Дальность видимости:До 18 миль
Статус:Объект морского наследия России (2013)
Описание:Красно-белое сооружение (до 1930 года маяк был белого цвета, а затем верхняя часть его стала красной)
Современная эксплуатация:Действующий

Самый западный маяк

Балтийский маяк – самый западный маяк России. Здесь находится центр маячной службы Балтийского региона, на который возложены обязанности обеспечения навигационной безопасности региона. В режиме 9 секунд – свет, 3 секунды – темнота маяк и сегодня помогает морякам узнать родной берег.
Построенный немецкими инженерами, он был установлен у самого берега косы, отделяющей Гданьский залив от бухты Приморская, в юго-восточной части Балтийского моря.

Древняя Самбия

В древние времена Пиллау относилось к Самбии – территории прусских язычников, живших в бронзовый век. Языческой она оставалась до XIII века, когда в Самбию пришли рыцари Тевтонского ордена.
Старый Пиллау возник в 1363 году, и центром его стала гора Пфундебудеберг. На ней возвели осетровую избу, которая была и охотничьим домиков, и казармой, использовалась она и как молельный дом, и главное – как первый ориентир для кораблей, идущих в гавань.

Крепость Пиллау

Крепость Пиллау – уникальный памятник военно-оборонительного зодчества и старейшее фортификационное сооружение на территории Калининградской области. Эта морская крепость с самого начала была создана для защиты Пиллау и первые работы по возведению крепостных валов начались уже в 1550 году.
В 1650-е годы, во время прусско-шведской войны, из кирпичей замков Бальга и Лохштедт крепость Пиллау начали перестраивать, чтобы повысить её обороноспособность. Затем при ней выстроили кирху взамен старой деревянной и небольшой деревянный маяк с керосиновым освещением. Возле маяка появился первый гостевой дом, а также цейхауз – вещевой склад, а на самом деле первый бастион для защиты от шторма.
Крепость Пиллау - пятиугольник с примерно одинаковой длиной сторон по 80 метров. Самый старый бастион назывался Альбрехт по имени первого герцога Пруссии и последнего магистра Тевтонского ордена. Остальные четыре – Пруссия, Король, Королева и Кронпринц. За обводным рвом позже были построены пять равелинов: Людвиг, Штерхнест, Фаульвинкель, Кронверк, Шинкеншанц, и ещё один – Контрегарде Кениг.
Гарнизон крепости формировался из наемных солдат, среди которых было много французов, голландцев, шведов и самих пруссов. Вместе с солдатами жили их жёны и дети, посещавшие школу в церкви крепости.
Полной модернизации крепость подверглась в 1871 году. На поверхности валов и во дворе располагалась артиллерия и траверсы – сооружения, предназначенные для подъёма боеприпасов из подземных хранилищ. Вокруг крепости возвели форты с казармами, складами, лазаретами и мастерскими.
Накануне второй мировой войны крепость Пиллау вновь менялась. Немецкое руководство возвело огромное количество долговременных огневых точек (ДОТ), а также подготовило простреливаемые просеки, перекрытые спиралями Бруно и проволокой на низких кольях.

Маяк «маленького Амстердама»

Во второй половине XVII века в Пиллау была построена верфь Курфюрста, а вокруг стали селиться мастера по изготовлению парусов, якорей и вёсел. Флот креп, прусские капитаны отправлялись вплоть до берегов Мексиканского залива – Фридрих I даже стал называть Пиллау «маленьким Амстердамом». Маяк Пиллау встречал и русские корабли – в начале XVIII века городок несколько раз посещал Пётр I.
В 1741 году в Пиллау появился новый деревянный маяк. Небольшую башенку с пристроенным балконом в сторону моря возвели на крыше осетровой избы на горе Пфундебудеберг. Для маяка использовались угли, а отражателем служила большая металлическая пластина, которая посылала отсвет в море.
В 1804 году гора Пфундебудеберг была срыта - с неё можно было видеть расположение двора крепости, где готовились к отпору наполеоновских войск. Огонь, служивший маяком, был перенесён на гору Лемберг, а на горе Швальбенберг по проекту Шинкеля построили навигационный знак Ландмарк. Однако его было видно только с залива – и к 1813 году на горе возвели новый маяк.
Новый маяк построил гидроинженер Шульц по проекту Карла Шинкеля - известного немецкого архитектора. Существует версия о том, что инициатором строительства маяка был Иоганн Фридрих Петерсон - инспектор пиллауских гаваней. Под его началом также укрепили береговую черту и начали сооружение каменной гряды на косе Фрише-Нерунг.
Фундамент маяка состоит из тяжелых полевых камней, которые заложены между 1,5 метровыми сваями, связанными тяжелыми цепями. У основания стены маяка имеют толщину 1 метр, но по мере увеличения высоты они утончаются.
В 1842 году были установлены новые лампы с зеркалами. Сначала свет маяка был виден только с моря – мигающий проблесковый огонь установлен в 1913 году. До 1910 года маяк был одновременно и лоцманской башней. В 1936 году рядом с маяком возвели отдельную каменную башню, которая служит и по сегодняшний день.

Памятный XX век

Маяк, как и крепость, много раз перестраивался: последняя довоенная крупная реконструкция была произведена в 1902 году. К началу Великой Отечественной войны маяк представлял собой сверху красную, а снизу белую круглую башню высотой 32 м с конусообразной крышей и двумя галереями.
В результате разгрома немецкой группировки «Земланд» 25 апреля 1945 года Пиллау был взят советскими войсками 3-го Белорусского фронта. В 1946 году порт Пиллау был переименован в Балтийск и стал местом базирования кораблей Балтийского флота. При отступлении немцы разрушили часть помещений и советское руководство в ближайшие послевоенные годы проводило срочную реставрацию сооружения. Подземные переходы крепости были замурованы после войны, а входы в нижние этажи заминированы. До сих пор под полом казарм стоит вода, заполнившая пространства подземных этажей.
К 1953 году он был полностью восстановлен. Рядом для персонала маяка был выстроен восьми-квартирный дом, а для хранения имущества и горючих материалов – склады. На оконечности северного мола установили наутофон и смонтировали радиомаяк для производства радиодевиационных работ.
Следы от пуль и осколков до сих пор можно найти на уникальной линзе Френеля и каркасе оптического аппарата фирмы «Райт-Майер». При реставрации маяка их решили оставить как памятный знак.

Капсула времени

В 1807 году 8 июня вышел указ императора Александра I: для обеспечения безопасности мореплавания и надзора за правильным содержанием маяков все они были переведены из частного владения в подчинение морского ведомства.
8 июня 1997 года маячники России отметили впервые этот день как свой профессиональный праздник. Тогда во дворе маяка Балтийска была заложена в землю капсула с пожеланием потомкам. 8 июня 2027 года, когда исполнится 220 лет Российской маячной службе, капсулу надлежит открыть.
Маяк Пиллау за века повидал огромное количество солдат – французов, русских, немцев и шведов. Он освещал дорогу самым разным морякам, встречал русского этнографа Анучина, а цитадель Пиллау встречала Петра I громкими фейерверками. Но валы и брустверы сегодня разрушаются выросшими за послевоенные годы деревьями, а коридоры крепости так и хранят свои тайны и ждут, когда по ним снова смогут ходить новые путешественники.

Маяки России

Интерактивная карта

Вы можете выбрать маяк на карте и перейти на страницу с подробным описанием

Маяк Пиллау

Маяк Пиллау (Балтийский) – самый западный маяк России.
Подробнее

Маяк Русский

В 1953 году вместо старого маяка возвели новый, высотой 24 метра Подробнее

Маяк Белый

Уникальный, полностью деревянный маяк, сложной конструкции.
Подробнее

Маяк Кастрикум

Строили с 1963 по 1966 год. Кастрикум был установлен на обрывистом мысе. Подробнее

Маяк на мысе Слепиковского

Уникальный маяк на Мысе Слепиковкого, построенный еще во время японского губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.).

Подробнее

Маяк Ай-Тодор

В 1835 году на месте старой римской сигнальной башни был установлен маяк Подробнее

Маяк Петропавловский

Один из старейших маяков Камчатки обеспечивает безопасность судоходства при входе из Тихого океана в Авачмнскую губу.
Подробнее

Маяк Таран

Построенный немцами в 1846 году Маяк Таран после окончания Второй мировой войны перешел в собственность СССР, а затем – в собственность современной России.
Подробнее

Сочинский маяк

В 1864 году на месте современного города Сочи был основан порт Даховский, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. Подробнее

Кашкаранцевский маяк

Первый маяк был построен здесь в 1938 году в виде навигационного знака, а в 1978 году он был сооружен уже в виде круглой кирпичной башни, окрашенной белыми и красными горизонтальными полосами с фонарным сооружением. Подробнее

Святоносский маяк

Святоносский маяк – один из самых старейших маяков России, имеющий уникальную деревянную конструкцию башни.
Подробнее