—Республика Дагестан, Дербент
Дербентский маяк
Карточка маяка:
Местоположение: | Республика Дагестан, Дербент |
Координаты: | 42.061378, 48.295987 |
Год основания: | 1866 |
Современная эксплуатация: | действующий |
Дербентский маяк

Остатки крепостной стены и маяк
Дербентская гавань издавна служила важным портовым узлом на Каспийском море. Несмотря на её значимость, в древних источниках не упоминается о существовании маяка в этом городе. Впервые российские корабли появились у берегов Дербента в 60-х годах XVI века, когда русские войска предприняли походы на западное побережье Каспия. Вероятно, именно тогда российские суда впервые вошли в порт Дербента.
Стремясь укрепить влияние России на Каспийском море и установить водный путь между Балтикой и Каспием для расширения торговли с Востоком, император Пётр I в 1722–1723 годах организовал Персидский поход Российского флота. В результате этого похода Дербент и Баку, вместе с прилегающими территориями, были присоединены к России согласно Петербургскому мирному договору от 12 сентября 1723 года.
После Русско-персидской войны 1826–1828 годов и подписания Туркманчайского мирного договора от 10 (22) февраля 1828 года, Россия получила особое право иметь военный флот на Каспийском море. Русские и персидские торговые суда могли свободно плавать во всех направлениях, что способствовало развитию морской торговли.
В середине XIX века, с ростом морских грузоперевозок и открытием регулярных рейсов почтово-пассажирских пароходов на Каспии, возникла острая необходимость в строительстве маяка в Дербенте. Порт активно развивался, и для обеспечения безопасности судоходства вдоль западного побережья Каспийского моря генерал-фельдмаршал Михаил Семёнович Воронцов, наместник на Кавказе в 1844–1854 годах, в 1850 году распорядился построить маяк в дербентском порту.
Первый маяк в Дербенте
Строительство первого маяка в Дербенте началось в 1851 году и завершилось через два года. Маяк был возведён по проекту флотского капитана М.И. Савиничева на северо-восточной части крепостной стены. 16 января 1853 года маяк был передан в ведение помощника надзирателя карантинно-таможенного поста и начал функционировать с 1 мая того же года, зажигаясь от вечерней до утренней зари. Однако моряки жаловались на тусклый свет маяка, так как он был расположен слишком далеко от моря — примерно в километре от воды. Высота деревянной башни составляла 35 футов и 9 дюймов, а свет распространялся на 10 морских миль (около 18,5 км). Несмотря на недостатки, после зажжения огней маяка в городе начали освещать семь главных улиц, что стало важным шагом в развитии городской инфраструктуры.
Появление каменного маяка
В 1866 году деревянная башня была заменена на каменную восьмиугольную башню высотой 54 фута (17,7 м) от основания и 148 футов (47,2 м) над уровнем моря. Новый маяк начал функционировать с начала лета 1868 года. Раньше над входом была видна надпись 1867, но после ремонтных работ несколько лет назад она пропала. Значимым нововведением стало использование системы ступенчатых линз инженера Огюстена Жана Френеля. Эта диоптрическая система освещения обеспечивала постоянный белый свет с проблесками каждые две минуты, освещая морской горизонт на расстоянии 14 миль (около 25,9 км).
Архивные документы по Дербентскому маяку 1865г. и 1896 г.
Архивные документы свидетельствую о некоторых бытовых особенностях несения маячной службы в 19-м веке. Смотритель Дербентского маяка зимой 1865 года направил рапорт начальнику Гидрографической части Астраханского порта «господину полковнику и кавалеру Алексееву»:
«Имею честь донести Вашему Высокоблагородию что нижние чины вверенной мне команды ведут себя постоянно нетрезво, занимаются друг у друга воровством, и каждый из них не имеет казённых вещей, все пропиты и до такой степени грубы что совершенно нет возможности управлять ими, кроме того 13 числа сего января мца будучи все пьяны, поставя мангал с огнём в землянке где находятся казенные маячные вещи, от чего произошел пожар, но по счастью я заметил что из землянки проходит дым, и тут же принял меры отпереть дверь и спасти казенные вещи. Потому покорнейше прошу Вашего Высокоблагородия принять меры по устранению такого беспорядка и неповиновения старшему и невозможно ли будет отправить названных нижних чинов в порт с 1-ю навигацией, а вместо ихъ иметь при Дербентском маяке из отставных солдат наёмных, которых можно нанять за выгодную цену, присовокупляя, что поведение нижних чинов вверенной мне команды известно Г. Поручику Россель.
Смотритель маяка Родягин. 18-го января 1865 года»
Смотритель маяка Родягин. 18-го января 1865 года»

Медная табличка французского производителя на основании фонарной постройки
К северо-западу от башни, за крепостной стеной, были построены дополнительные сооружения для обслуживания маяка. В это время на Каспии была создана "Дирекция маяков и лоций Каспийского моря", базировавшаяся в Бакинском военном порту. Дербентский маяк был передан в её ведение. С 1865 по 1871 годы заведующим маяками на Каспии был контр-адмирал Александр Александрович Давыдов, а директором маяков и лоции в 1860–1868 годах — полковник Харлампий Иванович Алексеев.
Испытания временем
Дербентский маяк не раз подвергался испытаниям. В ночь на 11 августа 1892 года произошло сильное землетрясение, которое повредило светооптический аппарат и вызвало трещины в башне. Однако, благодаря прочности крепостной стены, на которой он был установлен, маяк уцелел. Повреждения были устранены в течение месяца. В 1907 году маяк подвергся капитальной реставрации.

Фото нач. 20 века.
После революции 1917 года маяк продолжал свою работу. Однако в 1918 году, когда город был захвачен турецкими войсками, маяк частично разрушили, служащих арестовали, а помещения использовали для содержания скота. После ухода турецких войск маяк был отремонтирован деникинцами, которые установили на нём наблюдательный пост и ограничили освещение, завесив половину фонаря черным сукном. В феврале 1919 года, с приближением частей Красной Армии, смотритель маяка попытался эвакуировать оборудование, но после освобождения города маяк снова заработал уже с 10 марта 1919 года.
Современное состояние
Дербентский маяк — самый южный маяк России. Он включён в список охраняемых памятников и входит в перечень объектов ЮНЕСКО. Из 26 маяков на Каспийском море Дербентский является самым мощным и единственным, обладающим архитектурно-историческим значением.

Чугунные гири.
Внутри башни находится винтовая лестница из 73 ступеней, ведущая на смотровую площадку. Для обеспечения устойчивости конструкции в центре башни установлены чугунные гири, которые помогают маяку выдерживать шторма и сильные ветра.

Лазерное сканирование фонаря маяка
Раньше на маяке использовались керосиновые горелки. В 2007 году установили новые галогенные лампы, увеличив дальность света до 25 морских миль (более 45 км). Уникальной особенностью маяка является период мигания света — каждые 4 секунды, что позволяет капитанам судов идентифицировать его среди других маяков.
Смотритель маяка
Ключевой фигурой на маяке всегда был его смотритель. В советское время смотрители были подчинены Краснознамённой Каспийской флотилии и зачастую являлись отставными офицерами ВМФ СССР. В 1950-х годах маяк в Дербенте обслуживал Илья Соломонович Хаскин, участник Великой Отечественной войны, награжденный двумя медалями «За боевые заслуги» и орденом Боевого Красного знамени. Позднее эту должность занял Семён Исакович Габрилян, майор, тоже ветеран войны и орденоносец, удостоенный орденов Красной Звезды, Боевого Красного знамени, Отечественной Войны 1й и 2й степени и многочисленных медалей.

Илья Соломонович Хаскин

Семён Исакович Габрилян
Семён Габрилян внёс значительный вклад в благоустройство территории маяка: провёл коммуникации, регулярно занимался покраской башни, поддерживал идеальный порядок. Его жена, Зинаида Евгеньевна, работала техником-смотрителем. Габрилян следил за графиком работы маяка, получая распоряжения из Баку, регламентными работами с оптическим оборудованием. В 1982 году старую линзу заменили на современную, обеспечивающую точечный мигающий свет.
Семья Айваза Панахова — современные хранители маяка
Нередко на маяках работает несколько поколений семьи. Сегодня обязанности смотрителя Дербентского маяка выполняет Фарид Сефикулиев, получивший эту должность от своего тестя - Айваза Ниязовича Панахова. Более 30 лет посвятил работе смотрителя Дербентского маяка Айваз Панахов, физик по образованию и майор запаса. Все эти годы на маяке в обслуживании оборудования, маячной постройки и всего городка ему помогают родные - его супруга, дети, зять, проживающие на территории маячного городка в служебном доме.


А. Маячник Айваз Панахов – в звании майора медсужбы. 1980-е.
Б. Семья Панаховых. Техник и маячник. 1990-е.
В обязанности Айваза Ниязовича помимо ежедневного осмотра и включения огней, входит благоустройство территории и поддержание порядка. Вокруг маяка расположен сад с пышными кустами роз, за которыми следят жена и дочь смотрителя. Даже небольшие ремонтные работы на маяке зачастую проводятся силами маячника и его семьи.


А. Обсуждение проблем маячного дела. 1992;
Б. Маячник Айваз Ниязович Панахов. 2024 г.
Дербентский маяк — не просто архитектурный памятник, но и живое свидетельство истории, тесно связанной с развитием российского флота на Каспийском море. Он продолжает выполнять свою важную функцию, обеспечивая безопасность судоходства и служа символом надёжности и постоянства для моряков. Его история — это история преданности и профессионализма людей, которые посвятили свою жизнь этому уникальному объекту.


Изученные материалы:
- РГАВМФ, ф.256, о.1, ед.хр.1293. О содействии прапорщику, корпуса корабельных инженеров, Сергееву при устройстве им маяков в г. Дербенте и в Петровском укреплении.
- РГАВМФ, ф.256, о.1, ед.хр.284. О Дербентском маяке.
- РГАВМФ, ф.283, о.3-1, ед.хр.759. Об учреждении при гидрографической части Астраханского порта должностей младших смотрителей Петровского и Дербентского маяков.
- РГАВМФ, ф.256, о.15, ед.хр.22, О Дербентском маяке и о представлении смотрителем отчетных материальных ведомостей за 1864-1865 г.г.
- РГАВМФ, ф.283, о.1-2, ед.хр.7205. Относительно построения в г. Дербент маяка.
- РГАВМФ, ф.283, о.1-2, ед.хр.7205. Дербентский маяк и службы при нем. Планы, фасады и профили. (Инж.-поруч. Тучков).
- Алексеев Харлампий Иванович, директор маяков и лоции Каспийского моря [Электронный ресурс]
- Маяки Дагестана (К 150-летию Махачкалинского маяка. — Махачкала: ИП Джамалудинов, 2016. С. 8–11.
- Али Албанви. Дербентский маяк и его Хранители. [Электронный ресурс]