Остров Белый, маяк Белый (ЯНАО)

Маяк Белый

Карточка маяка:
Местоположение:ЯНАО, о. Белый, 73⁰15′00″ с.ш. и 70⁰50′00″ в.д.
Год основания:1934-1936
Высота огня от уровня моря:36,0 м
Высота огня от основания знака:31,0 м
Дальность видимости:до 16 миль
Видео:

Священный край земли

Остров Белый - территория в 1900 км² - расположен в Карском море. От полуострова Ямал его отделяет пролив Малыгина и делает его самой северной землёй Ямало-Ненецкого автономного округа.
Остров очень беден растительностью, но раньше самоеды – коренные народы севера, которых сейчас называют ненцами – выезжали сюда на звериный промысел. По заметкам этнографов XX века, близ острова располагалась песчаная отмель, на который самоеды по языческому обряду купались во время проезда и приносили жертву, бросая в море кусок меди, монету или оленей.
Для коренного населения Ямала необитаемый остров долгое время считался священным: ненцы располагали на нём святилища, названные в честь местных богов - Табелова–пага, Сидя–хаэн–саля, Салялёкабтамбада. Хозяином Белого острова и до сих пор считается Сэрнго Ирико – главный дух Ямальских северных народов .

Открытие севера

В 1737 геодезист Селифонтов В.М. после путешествия в составе западного отряда Великой Северной экспедиции составил карту северной части полуострова Ямал и отметил на нём священный остров. Так через Карское море стал прокладываться Северный Морской Путь из Европы в Азию.
В начале XX века экспедиции на полуостров возобновились. В 1910-21920-х годах, преодолевая отказы лодочников Ямала перевозить исследователей через пролив, о. Белый посетили Житков Б.Т. (зимой 1908) и Евладов В.П. (летом 1928) :
«На мое заявление о поездке на остров Белый Нгедруй Ядне сказал, что лодок нет и нам ехать нельзя. Я почувствовал в его объяснениях то же нежелание пустить нас на остров, которое помешало Б. М. Житкову в 1908 году углубиться на территорию острова и создало ряд препятствий штурману Иванову в 1828 году исследовать внутренность острова»

Автор цитаты

На острове Евладов В.П., Спицин Н.Н. и переводчик Ядопчев М.Ф. установили первые мореходные, астрономические и топографические знаки. Помимо исследования самого пути, отряд должен был изучить жизнь, быт, обычное право ямальских кочевников, флору и фауну местности, оленеводчество, пушной и рыбный промысел.
Участники экспедиции были первыми русскими, кто ступил на остров летом, записал топонимику внутренней части Белого острова, и смог попасть на западное побережье к святилищам.
Следом за отрядом Евладова к о. Белый отправили этнографо-археологическую экспедицию Котовщиковой Н.А., Чернецова В.Н. и зоолога Ратнера К.Я. Но на священный остров этнографы так и не попали – Котовщикова скончалась при не до конца выясненных обстоятельствах, а остальных не пустили из-за погодных условий.

Маяк и полярная станция

В декабре 1932 года в Москве было создано Главное управление Северного морского пути, чтобы открыть Северный морской путь для снабжения российской Арктики. Обязательным условием безопасного судоходства стало установление навигационных и метеорологических станций на всем протяжении арктического побережья России.
Убекосибири – управление по обеспечению безопасности кораблевождения в Карском море и устьях Сибирских рек – приняло решение поставить радиостанцию на острове Белом.
«Остров Белый считают моряки кладбищем судов. Погибли: Обь, Енисей, Альбатрос, Белуха… Поэтому там имеют большое значение радиомаяк и светомаяк в навигационный период»
В 1932 году был укомплектован штат станций, техническое оборудование; Убекосевер из Архангельска должен был доставить здания. Но произошла «какая-то неувязка» (дневник Сидорина, начальника станции зимовки 1933-1934), дома не были доставлены и штат с оборудованием уплыл обратно.
В 1933 году Главсевморпуть повторил попытку Убеко, но судно прибыло поздно, и выгрузка произошла неудачно, поэтому первая зимовка не смогла выполнить все поставленные задачи.
И всё же в зимовку 1933-1934 годов на северо-западной части острова отряд смог открыть гидрометеорологическую станцию «Остров Белый». Там установили первый в Арктике радиомаяк для обеспечения прохода судов по Северному морскому пути.
Активное сооружение зданий станции началось в следующую зимовку – 1934-35 годов под руководством начальник станции И. Сидорина:
«В процессе строительства выдвинулась дилемма: либо жалеть людей и дело сделать в масштабе малом, неудовлетворительном по качеству, с необходимостью переделок в последующем, в результате не создать условий для нормальной работы в следующие годы, либо нажать на свои силы и сделать всё, что доступно физическим и моральным силам коллектива, чтобы создать в один год то, что, например Убеко, создавалось в 3-4 года, т.е. дать возможность последующим сменам работать в хороших условиях. Вопрос известный, грубый.»
Путём огромных усилий всего научного и технического персонала станции на песчаном мысе острова, на низком обрывистом берегу протоки в расстоянии 300 м от рации , помимо прочего, установили маяк: четырёхгранную деревянную ажурную усечённую пирамиду на бетонном основании. На вершине – шар, а под ним прямоугольный щит из железных пластин, где располагался сам маячный аппарат. Такая форма была стандартной для всех маяков 1930-1940 х годов, поскольку ускоряла процесс строительства станций.

Годы войны

Незадолго до начала Второй Мировой и Великой Отечественной войн на остров приезжали немецкие учёные, которые под видом научных меорологических экспериментов готовились к операции «Вундерланд». Однако операция содержала ошибки, и в реальности бои проходили возле островов Вилькицкого и Диксон.
Расположенная на острове Белый метеостанция входила в сеть метеостанций Главного Управления Северного Морского Пути (ГУСМП) и обеспечивала конвои необходимой информацией о ледовой обстановке и погоде. Под руководством Полянского А.А. она оказывала огромную помощь в снабжении армии техникой и продовольствием по «ленд-лизу».
После войны на острове размещалась воинская часть пограничных войск СССР и только в 1990-е годы отряды были передислоцированы, а всё оборудование оставлено возле метеостанции. Деревянный маяк к тому времени обветшал. Продолжала работу на острове только метеостанция, которая с 1972 года носила имя своего основателя – Михаила Попова.

Экологическая очистка

Из-за удалённости от крупных точек на острове Белом всегда должно было находиться оборудование, которое может обеспечить жизнь маячникам и воинским частям на продолжительный период. Для жизни, работы и службы требовалось много электричества, которое вырабатывалось генераторами на дизельном топливе. На протяжении 80 лет на территорию завозились строительные материалы, запасные части, различное оборудование – и ничего не вывозилось.
В 2012-2016 годах группами волонтеров экосоциологической организации «Зеленая Арктика» при поддержке правительства ЯНАО были произведены работы по экологической очистке территории острова.
Сегодня возле Белого острова обитают атлантические моржи, которые занесены в Красную книгу, белоклювая гагара, гуси, казарки, сибирские гаги, малые лебеди – и ещё большое количество разных видов уникальных птиц.

Поисковая экспедиция

В 2015 году поисковым отрядом проекта «Карские экспедиции» было обнаружено утраченное на острове захоронение жертв трагедии августа 1944 года. Тогда в шестидесяти милях от острова немецкая подводная лодка потопила пароход «Марина Раскова» с грузом для полярных станций, полярниками и их семьями, а также два сопровождавших этот корабль тральщика Северного флота "Т-114" и "Т-118".
Сотрудники метеостанции захоронили выброшенных на берег погибших людей рядом с лодкой, но следы могилы стёрлись и были обнаружены совсем недавно. Эта братская могила (из более чем 400 человек выброшено на берег было всего 13) транспортного конвоя БД-5 - единственное воинское захоронение Ямала .

Места памяти

В 2009 году на острове установили памятный знак в память о погибших в Арктике в 1941-1945 годах, а через четыре года поставлена православная часовня с мемориальным комплексом «Колокола Памяти». Каждый из колоколов посвящён погибшим возле острова в разное время - полярникам, морякам и лётчикам.
Остров Белый – уникальная территория, которая и сегодня считается священной у коренных народов Ямала. Он был одной ключевых точек арктических исследований на протяжении нескольких веков, и при этом учёным приходилось преодолевать огромные трудности, чтобы хотя бы увидеть его с другого берега. И Белый маяк острова – форпост, который безмолвно хранит память о всех людях, что смогли побывать на этой удивительной территории.

«Маяки России»: научное обследование

Специалисты Центра Современной истории в рамках историко-культурного проекта РГО "Маяки России" исследовали деревянный маяк летом 2021 года.
— Маяк по-своему уникальный. Во-первых, он полностью деревянный, вовторых, конструкция достаточно сложная, и аналоги её нам не встречались, — говорит руководитель экспедиции РГО, директор Центра современной истории Иван Анохин. — Известны деревянные маяки 30-х годов, но выглядят они совсем иначе — обычно это цилиндрические башни. А здесь — почти что ажурная конструкция из брёвен, по-своему изящная. Это полноценное инженерное сооружение, хорошо продуманное, пропорциональное.
Маяк, хотя и находится в неудовлетворительном техническом состоянии, но сохранился, между тем как все старые здания самой метеостанции уже разрушены. Задача участников проекта — попытаться воссоздать его по сохранившимся деталям конструкции на основе архивных документов и сделать его памятником.
— Мы сделали полные обмеры объекта, тщательно его изучили, — говорит Иван Анохин. — Увы, фундамент нуждается в замене, истлели первые венцы вышки. Планируем сделать полный чертёж маяка, что позволило бы воссоздать его. Фактически маяк нужно будет построить заново. Мы надеемся это сделать, полностью повторив оригинал. Сейчас занимаемся изучением архивов в надежде найти оригинальные чертежи маяка, установить имена тех, кто проектировал и строил этот объект, вообще собрать максимальную информацию о нём.

Отчет за 1934-1935 годы

РГАЭ, 9570-2-1304, "Отчет о работе полярной станции Главсевморпути на острове Белый за 1934-1935 годы", 1934 - 1935 гг.

Маяки России

Интерактивная карта

Вы можете выбрать маяк на карте и перейти на страницу с подробным описанием

Маяк Пиллау

Маяк Пиллау (Балтийский) – самый западный маяк России.
Подробнее

Маяк Русский

В 1953 году вместо старого маяка возвели новый, высотой 24 метра Подробнее

Маяк Белый

Уникальный, полностью деревянный маяк, сложной конструкции.
Подробнее

Маяк Кастрикум

Строили с 1963 по 1966 год. Кастрикум был установлен на обрывистом мысе. Подробнее

Маяк на мысе Слепиковского

Уникальный маяк на Мысе Слепиковкого, построенный еще во время японского губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.).

Подробнее

Маяк Ай-Тодор

В 1835 году на месте старой римской сигнальной башни был установлен маяк Подробнее

Маяк Петропавловский

Один из старейших маяков Камчатки обеспечивает безопасность судоходства при входе из Тихого океана в Авачмнскую губу.
Подробнее

Маяк Таран

Построенный немцами в 1846 году Маяк Таран после окончания Второй мировой войны перешел в собственность СССР, а затем – в собственность современной России.
Подробнее

Сочинский маяк

В 1864 году на месте современного города Сочи был основан порт Даховский, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. Подробнее

Кашкаранцевский маяк

Первый маяк был построен здесь в 1938 году в виде навигационного знака, а в 1978 году он был сооружен уже в виде круглой кирпичной башни, окрашенной белыми и красными горизонтальными полосами с фонарным сооружением. Подробнее

Святоносский маяк

Святоносский маяк – один из самых старейших маяков России, имеющий уникальную деревянную конструкцию башни.
Подробнее