Ленинградская область, Остров Большой Тютерс

Маяк Большой Тютерс

Карточка маяка:
Местоположение: Ленинградская область, Остров Большой Тютерс
Координаты: 59.850400, 27.198373
Год основания: 1904
Современная эксплуатация: действующий

 

Маяк Большой Тютерс: история и современность

Маяк Большой Тютерс расположен на северо-западной части одноимённого острова в восточной части Финского залива, южнее острова Гогланд. Установленный на вершине гранитного холма высотой 54,3 метра, он занимает самую высокую точку острова. Координаты маяка: широта 59°51,2' N, долгота 27°11,4' E.

Географическое положение и назначение

Остров Большой Тютерс имеет округлую форму с размерами примерно 3,5 км с севера на юг и 3,0 км с запада на восток, общей площадью около 8,3 кв. км. Он входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области. Маяк находится в 1,5 км от береговой линии и предназначен для обеспечения безопасности судоходства в восточной части Финского залива. Он служит ориентиром на Большом Корабельном фарватере, а также на подходах к Нарвскому заливу и островам Гогланд и Мощный.
Маяк Большой Тютерс виден на расстоянии до 20 морских миль (37 км), благодаря своему электрическому маячному аппарату, установленному на шестигранной тёмно-красной башне высотой 25 метров. Высота огня составляет 75 метров над уровнем моря.

Исторический контекст

Остров Большой Тютерс стал частью Российской Империи в 1721 году после Северной войны, в соответствии с Ништадтским мирным договором со Швецией. К 1772 году на острове были построены церковь и школа, свидетельствующие о развитии местной общины.
Северо-западная часть острова характеризуется высокими гранитными скалами, покрытыми густым лесом, с крутыми и скалистыми берегами. Юго-восточная часть острова более низкая, с песчано-каменистыми берегами. У южной оконечности острова находится небольшая гавань, ограждённая двумя молами из каменной наброски, доступная для малых судов с осадкой до 2,5 метра. Вблизи гавани ранее существовала финская деревня, где до 1939 года проживало около 436 человек. Однако в ходе советско-финской войны 1939–1940 годов жители были выселены, и деревня не была восстановлена. В настоящее время на острове проживают только работники маяка.
Ближайшие населённые пункты на материке:
  • Кронштадт — 88 миль
  • Нарва (Эстония) — 34 мили
  • Кунда (Эстония) — 32 мили

Строительство маяка

Необходимость строительства маяка на острове Большой Тютерс обсуждалась ещё в 1891 году при составлении плана работ по маячной части на Балтийском море на период с 1892 по 1897 годы. Однако из-за ограниченности финансовых ресурсов проект не был включён в план.
Строительство маяка началось 4 июня 1902 года. Для доставки строительных материалов использовалась небольшая гавань на северо-западной стороне острова. Первоначально был сооружён ряжевый причал и временная подвесная канатная дорога длиной около 1 км для транспортировки грузов к месту строительства на высоту более 50 метров. Канатная дорога была построена менее чем за четыре месяца и обошлась в 16 957 рублей.
Основные строительные работы были завершены в 1903 году. Были построены:
  • Кирпичная башня маяка
  • Караульный (жилой) кирпичный дом площадью 221 кв. м
  • Баня
  • Четыре каменные кладовые различного назначения
  • Ледник
  • Ряжевый причал для маячной шлюпки
Общая стоимость строительства, без учёта канатной дороги и светооптического аппарата с фонарём, составила 33 370 рублей.
В 1904 году были установлены полученные из-за границы фонарь и светооптический аппарат. Официальное открытие маяка состоялось 8 ноября 1904 года.

Конструкция маяка

Башня маяка представляет собой шестигранную призматическую конструкцию высотой 25 метров от основания до вершины дефлектора. Она установлена непосредственно на ровной поверхности гранитной скалы. Высота кирпичного ствола башни до галереи составляет 16,8 метра, а высота фонаря — 8,2 метра. Толщина стен ствола — 1,2 метра. Снаружи грани башни усилены кирпичными контрфорсами для повышения прочности конструкции.
Внутри башни находится винтовая железная лестница. В верхней части ствола расположено подфонарное помещение, откуда наклонная железная лестница ведёт в фонарь.
Фонарь 16-гранный с трёхъярусным штормовым остеклением высотой 2,7 метра. Стёкла плоские, зеркальные, толщиной 8 мм. Вокруг фонаря на уровне цоколя предусмотрена узкая галерея для обслуживания остекления.

Светооптический аппарат

В фонаре был установлен светооптический аппарат первого разряда с линзами Френеля и фокусным расстоянием 920 мм. Источником света служила керосино-калильная горелка английской фирмы "Chance Brothers". Сила света аппарата составляла 20 000 свечей, обеспечивая дальность видимости огня до 25 миль.
Особенностью маяка было наличие специального механизма "оттерс", который позволял создавать различные характеристики огня в четырёх секторах освещения. Вокруг оптической части аппарата были установлены 60 ширм, которые периодически открывались и закрывались, вращаясь вокруг своей вертикальной оси под действием механизма с грузовым приводом.
В 1905 году маяк работал круглогодично, светя в течение 4 291 часа. За этот период было израсходовано около 4 393 литров керосина.
По распоряжению Почтово-телеграфного ведомства России, в 1905 году на маяке была открыта телефонная станция для нужд Морского ведомства. Подводным кабелем длиной более 21 км маяк был соединён с маяком Южный Гогландский.
В 1920 году, согласно Тартускому мирному договору между РСФСР и Финляндией, остров отошёл к Финляндии. В 1923 году было подписано соглашение о поддержании порядка судоходства и содержании маячных сооружений, по которому расходы делились поровну между СССР и Финляндией.
В июне 1932 года советско-финская комиссия выявила интенсивное разрушение кирпичной кладки башни из-за недостаточной морозостойкости кирпича. Для предотвращения дальнейшего разрушения в 1933–1934 годах была проведена облицовка башни цементным раствором, создав железобетонную "рубашку" толщиной 15–20 см. Стоимость работ составила 659 148 финских марок.

Американская газета от 3 декабря 1939г. о передачи о. Тютерс и других от Финляндии Советскому Союзу.

В 1939 году, во время советско-финской войны, остров был занят Красной Армией.

Военный период и послевоенное восстановление

Во время Великой Отечественной войны остров несколько раз переходил из рук в руки. В 1941 году он был оставлен советскими войсками, затем освобождён и снова утрачен. Окончательно остров был освобождён 20 сентября 1944 года. По Парижскому мирному договору 1947 года было подтверждено, что остров принадлежит СССР.
С началом войны маячный аппарат был демонтирован и отправлен на склад в Кронштадт. Во время транспортировки часть оборудования была утрачена или повреждена, включая одну из восьми филёнок диоптрической системы и часовой механизм. Сама металлическая конструкция фонарной части имеет многочисленные осколочные и пулевые отверстия. Наиболее крупные повреждения имеют следы ремонта.
Несмотря на боевые действия, здания маяка сохранились без серьёзных повреждений. Однако остров был насыщен взрывоопасными предметами – минами, снарядами, поэтому в период с 1945 по 2015 годы проводились операции по разминированию острова, во время которых были обезврежены десятки тысяч боеприпасов.
В 1945 году маяк был вновь введён в эксплуатацию. Он был переведён с керосинового на электрическое питание. В качестве источников энергии использовались бензоэлектрические агрегаты французской фирмы "Kohler". Светооптический аппарат был заменён на современные модели: в 1947 году — на электромаяк ЭМ-35/II, а в 1948 году — на кодовый электромаяк КЭМ-500 с линзой Л-500 и прожекторной лампой мощностью 1 кВт.
В 1949 году при маяке был установлен радиомаяк МРМ-54м, работавший на частоте 294,4 кГц с дальностью действия 50 миль. В 1960 году он был преобразован в радиодевиационную установку, работающую по заявкам. В 1962 году для электропитания маяка был установлен ветроэлектрический агрегат ВЭ-5, заменённый в 1967 году на автоматическую ветроэлектростанцию АВЭС-1-5. В 1963 году старый маячный аппарат был заменён на отечественный светооптический электромаячный вращающийся аппарат ЭМВ-3. В 1986 году была установлена современная система АСА-500 с электролампой мощностью 500 Вт. Для обеспечения стабильного электропитания были установлены автономные дизельные электростанции, которые регулярно обновлялись по мере износа.

Современное состояние

Маяк Большой Тютерс продолжает выполнять свою основную функцию по обеспечению безопасности судоходства в восточной части Финского залива, находясь в ведении Гидрографической службы Балтийского флота.
На маяке работают специалисты, обеспечивающие его бесперебойную работу. Их служба связана с определёнными рисками из-за сохранившихся на острове взрывоопасных предметов.
Маяк имеет важное навигационное значение. Он расположен на расстоянии:
  • 10,9 миль от маяка Южный Гогландский
  • 16,85 миль от маяка Родшер
  • 11,3 мили от светящего знака Северный Виргин

Культурное и историческое значение

Маяк Большой Тютерс является не только навигационным объектом, но и памятником инженерной мысли начала XX века. Его история отражает сложные политические и военные события в регионе. Маяк пережил смену государств, войну и восстановление, продолжая служить мореплавателям.
Маяк Большой Тютерс — это символ непрерывности и надёжности. Его свет уже более века направляет суда в восточной части Финского залива, обеспечивая безопасность мореплавания. Благодаря усилиям многих поколений специалистов, маяк сохраняет свою функциональность и историческую ценность, оставаясь важной частью морской инфраструктуры России.

Маяки России

Интерактивная карта

Вы можете выбрать маяк на карте и перейти на страницу с подробным описанием

Маяк Балтийский

Маяк Балтийский (Пиллау) – самый западный маяк России.

Подробнее

Маяк Русский

В 1953 году вместо старого маяка возвели новый, высотой 24 метра Подробнее

Маяк Белый

Уникальный, полностью деревянный маяк, сложной конструкции.
Подробнее

Маяк Кастрикум

Строили с 1963 по 1966 год. Кастрикум был установлен на обрывистом мысе. Подробнее

Маяк на мысе Слепиковского

Уникальный маяк на Мысе Слепиковкого, построенный еще во время японского губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.).

Подробнее

Маяк Ай-Тодор

В 1835 году на месте старой римской сигнальной башни был установлен маяк Подробнее

Маяк Петропавловский

Один из старейших маяков Камчатки обеспечивает безопасность судоходства при входе из Тихого океана в Авачмнскую губу.
Подробнее

Маяк Таран

Построенный немцами в 1846 году Маяк Таран после окончания Второй мировой войны перешел в собственность СССР, а затем – в собственность современной России.
Подробнее

Сочинский маяк

В 1864 году на месте современного города Сочи был основан порт Даховский, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. Подробнее

Кашкаранцевский маяк

Первый маяк был построен здесь в 1938 году в виде навигационного знака, а в 1978 году он был сооружен уже в виде круглой кирпичной башни, окрашенной белыми и красными горизонтальными полосами с фонарным сооружением. Подробнее

Святоносский маяк

Святоносский маяк – один из самых старейших маяков России, имеющий уникальную деревянную конструкцию башни.
Подробнее

Большой Тютерс

Маяк Большой Тютерс

Маяк Большой Тютерс – один из самых старейших маяков России, которому уже больше ста лет. Он продолжает функционировать и находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота. Подробнее

Маяк Дербентский

Дербентский маяк – самый мощный на Каспийском море и входит в перечень объектов ЮНЕСКО. Подробнее

Маяк Анапский

Анапский маяк – одна из визитных карточек курорта. Первый маяк был построен в 1909 году. Нынешний - в 1955 году, после разрушения первого во время войны. Подробнее