Остров Большой Олений, маяк Русский

Маяк Русский

Карточка маяка:
Местоположение:Баренцево море, Кольский район Мурманской области, остров Большой Олений
Координаты:69°4'41" с.ш., 36°20'48" в.д.
Год основания:1910, современная бетонная конструкция - 1953
Высота огня от уровня моря:
24 метра (79 футов)
Дальность видимости:
19 морских миль
Современная эксплуатация:
Действующий

Заповедный остров

Большой Олений остров расположен в Кольском районе Мурманской области в Баренцевом море. На острове с давних времён живут уникальные краснокнижные птицы – гаги, крачки, множество подвидов чаек, кулики и ещё много других видов. Это связано с местоположением острова – пути птиц пролегают как раз над Кольским заливом недалеко от выхода в открытое море, где им удобно останавливаться на ночлег, кормёжку или гнездовье. Так на небольшой площади острова - 1197 км² - сконцентрировано огромное количество представителей северной фауны.
Сам остров впервые упоминается в карте 1779 года, составленной офицерами фрегата «Евстафий» эскадры контр-адмирала Хметевского.
В 1925 году, чтобы предотвратить гибель птиц из-за массовой вырубки дров, на острове под руководством Мурманской биологической станции создали заповедник с запретом на охоту и сбор птичьих яиц.

Маяк

В конце XIX века вдоль Мурманского побережья стали всё чаще ходить пароходы и появилась необходимость в создании навигационной системы. В 1909 году на материке напротив острова Большой Олений выстроили створ деревянных знаков. На 1915 год Главным гидрографическим управлением была запланирована установка на острове светового маяка. Однако в связи с Первой Мировой войной строительство маяка вынуждены были отложить и вернулись к нему только после Гражданской войны, когда Советское правительство уже приняло решение об освоении Северного морского пути.
Советское правительство строило большие планы относительно Северного морского пути. Уже в 1921 году были организованы ежегодные Карские товарообменные экспедиции по экспортно-импортным перевозкам между портами Западной Европы и реками Западной Сибири. К концу 1920-х годов они превратились в регулярные широкомасштабные транспортные операции с участием десятка судов.
Их успех зависел не только от надежной ледовой разведки, метеосводок и прогнозов погоды, но и от навигационного ограждения опасностей на маршруте. В числе первых, маяков был Большой Олений, возведенный в 1925 году на западной оконечности острова.
Маяк обозначал вход в пролив и указывал якорное место у становища Захребетное. Установлен на северо-западной оконечности острова Большой Олений в Баренцевом море в 40 милях к востоку от острова Кильдин. Башня его имела вид четырехгранной пирамиды, стороны которой были обшиты досками с просветами и окрашены белыми и черными горизонтальными полосами. Внизу у пирамиды была выстроена белая будка для вахты и хранения керосина.
В 1953 году вместо старого маяка возвели монолитную железобетонную башню жёлтого цвета высотой 24 м с красным стальным фонарным сооружением. Источником красного света служил электрический вращающийся светооптический аппарат ЭМВ-930 с группопроблесковой характеристикой огня, установленный на высоте 49 м от уровня моря. Маяк оборудовали круговым радиомаяком КРМ-300 и долгое время начальниками работали на нём В. Попов и В. Н. Пешин.
В 1998 году маяк перевели в разряд автоматических с питанием световой аппаратуры АСА-500 от двух комплектов радиоизотопных энергетических установок РЭУ-3-2К. Сейчас маяк обеспечивает вход в пролив Большой Олений и плавание в прилегающей к острову акватории моря.

Маяки России

Интерактивная карта

Вы можете выбрать маяк на карте и перейти на страницу с подробным описанием

Маяк Балтийский

Маяк Балтийский (Пиллау) – самый западный маяк России.

Подробнее

Маяк Русский

В 1953 году вместо старого маяка возвели новый, высотой 24 метра Подробнее

Маяк Белый

Уникальный, полностью деревянный маяк, сложной конструкции.
Подробнее

Маяк Кастрикум

Строили с 1963 по 1966 год. Кастрикум был установлен на обрывистом мысе. Подробнее

Маяк на мысе Слепиковского

Уникальный маяк на Мысе Слепиковкого, построенный еще во время японского губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.).

Подробнее

Маяк Ай-Тодор

В 1835 году на месте старой римской сигнальной башни был установлен маяк Подробнее

Маяк Петропавловский

Один из старейших маяков Камчатки обеспечивает безопасность судоходства при входе из Тихого океана в Авачмнскую губу.
Подробнее

Маяк Таран

Построенный немцами в 1846 году Маяк Таран после окончания Второй мировой войны перешел в собственность СССР, а затем – в собственность современной России.
Подробнее

Сочинский маяк

В 1864 году на месте современного города Сочи был основан порт Даховский, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. Подробнее

Кашкаранцевский маяк

Первый маяк был построен здесь в 1938 году в виде навигационного знака, а в 1978 году он был сооружен уже в виде круглой кирпичной башни, окрашенной белыми и красными горизонтальными полосами с фонарным сооружением. Подробнее

Святоносский маяк

Святоносский маяк – один из самых старейших маяков России, имеющий уникальную деревянную конструкцию башни.
Подробнее

Большой Тютерс

Маяк Большой Тютерс

Маяк Большой Тютерс – один из самых старейших маяков России, которому уже больше ста лет. Он продолжает функционировать и находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота. Подробнее

Маяк Дербентский

Дербентский маяк – самый мощный на Каспийском море и входит в перечень объектов ЮНЕСКО. Подробнее

Маяк Анапский

Анапский маяк – одна из визитных карточек курорта. Первый маяк был построен в 1909 году. Нынешний - в 1955 году, после разрушения первого во время войны. Подробнее