Сочинский маяк

Сочинский маяк

Карточка маяка:
Местоположение:г. Сочи, ул. Москвина, д. 10
Координаты:43.579060, 39.720493
Год основания:1890
Строитель маяка:
К.И. Леопольд
Смотритель маяка:
Занилов Виталий Евгеньевич
Высота огня от уровня моря:
35 м
Высота маяка:
30 м
Дальность видимости:17 морских миль
Современная эксплуатация:Действующий
Статус:Памятник истории и культуры РФ

Построенный вопреки

В 1864 году на месте современного города Сочи был основан порт Даховский, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. В 1870-х годах в порт заходили пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) и Российского общества транспортирования кладей. Оживленное пароходство в порту вызвало необходимость подачи навигационных сигналов для пребывающих судов.
Первоначально, если пароход приходил ночью, в обыкновенном фонаре, расположенном близ агентства РОПиТ, зажигали белый огонь. В сложных погодных условиях, при невозможности сообщения с берегом из-за волнения моря – зажигали красные фальшфейеры. Это продолжалось до тех пор, пока в 1874 году частный предприниматель, некто Анастасиди, не предложил РОПиТу свои услуги по строительству и оборудованию маяка. Предложение было принято, однако в полной мере воплощение этого проекта стало возможно далеко не сразу. Возведение первого маяка началось в том же 1874 году.

Место для строительства выбрано инженер-капитаном Н. П. Розановым и капитаном флотских штурманов Мордвиновым. Н.П. Розанов сделал изыскания грунта и подготовил проект. Он был убежден в том, что наличие большого галечного пляжа перед склоном благоприятно скажется на устойчивости конструкции, так как галечный пляж хорошо гасит волны и не даст разрушать склон. Маяк, согласно плану, должен был расположится позади ранее существовавших здесь земляных укреплений, что также подтверждало безопасность обрыва от обвалов. Сигнальную башню начали возводить на скалистом берегу на высоте 117 футов (35 метров) над уровнем моря. Строительство продолжалось с переменным успехом и затянулось на целых шесть лет: то не хватало средств, то помешала русско-турецкая война 1877-1878 гг. В сентябре 1880 года на маяке впервые был зажжен белый сигнальный огонь.

Спустя десять лет, 5 апреля 1890 года Морским строительным комитетом был утвержден чертеж проекта Сочинского маяка, составленный Н. П. Розановым. Однако, сам Розанов не принимал участия в строительстве, поскольку был задействован на сооружении маячной сирены в Одессе.

26 июля 1890 года в Сочи были устроены торги на право строить сочинский маяк. Предложена была смета в 55 105 рублей. Однако, торги были признаны несостоявшимися ввиду неявки участников. Тогда 8 августа 1890 года главный командир Черноморского флота и портов Аркас ходатайствует перед управляющим Морским министерством о разрешении поручить строительство маяка инженер-капитану К.И. Леопольду, уже производящему подобную работу в 35 верстах от Сочи, на мысе Пицунда, и потому уже имеющему необходимые приспособления и нужных работников. Управляющий согласился. Так строителем сочинского маяка стал инженер-капитан Константин Иванович Леопольд. К работам он приступил 20 сентября 1890 года. Спустя год, 15 ноября 1891 года маяк был полностью введен в эксплуатацию. Стоить отметить, что К.И. Леопольдом были построены многие маяки в различных точках нашей страны – на Камчатке, на острове Сахалин, во Владивостоке.

Линза Френеля

Оптическое устройство Сочинского маяка заслуживает особого внимания. Дело в том, что в нем применяется сложная составная линза, в то время как на большинстве маяков второй половины XIX столетия применялись цельные линзы из шлифованного стекла диаметром более полутора метров. Изобретатель этой совершенной по тем временам линзы – французский физик, один из основателей волновой оптики, член Парижской академии наук Огюст Жан Френель (1788-1827).
Линза системы Френеля состоит из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец, которые в сечении имеют форму призм специального профиля. Данная конструкция позволяет резко уменьшить толщину, и соответственно массу линзы при большем угле охвата.

Галерея

Маяки России

Интерактивная карта

Вы можете выбрать маяк на карте и перейти на страницу с подробным описанием

Маяк Пиллау

Маяк Пиллау (Балтийский) – самый западный маяк России.
Подробнее

Маяк Русский

В 1953 году вместо старого маяка возвели новый, высотой 24 метра Подробнее

Маяк Белый

Уникальный, полностью деревянный маяк, сложной конструкции.
Подробнее

Маяк Кастрикум

Строили с 1963 по 1966 год. Кастрикум был установлен на обрывистом мысе. Подробнее

Маяк на мысе Слепиковского

Уникальный маяк на Мысе Слепиковкого, построенный еще во время японского губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.).

Подробнее

Маяк Ай-Тодор

В 1835 году на месте старой римской сигнальной башни был установлен маяк Подробнее

Маяк Петропавловский

Один из старейших маяков Камчатки обеспечивает безопасность судоходства при входе из Тихого океана в Авачмнскую губу.
Подробнее

Маяк Таран

Построенный немцами в 1846 году Маяк Таран после окончания Второй мировой войны перешел в собственность СССР, а затем – в собственность современной России.
Подробнее

Сочинский маяк

В 1864 году на месте современного города Сочи был основан порт Даховский, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. Подробнее

Кашкаранцевский маяк

Первый маяк был построен здесь в 1938 году в виде навигационного знака, а в 1978 году он был сооружен уже в виде круглой кирпичной башни, окрашенной белыми и красными горизонтальными полосами с фонарным сооружением. Подробнее

Святоносский маяк

Святоносский маяк – один из самых старейших маяков России, имеющий уникальную деревянную конструкцию башни.
Подробнее