Маяк Петропавловский

Маяк Петропавловский

Карточка маяка:
Местоположение:Мыс Маячный, Елизовский район, Камчатский край
Координаты:52.887764 с.ш., 158.709547 в.д.
Год основания:1850 г., современная конструкция с 1897 г.
Строитель маяка:
К.И. Леопольд
Смотритель маяка:
Евгений Степанович Бакун
Высота огня от уровня моря:
100 м
Высота маяка:
13,8 м
Дальность видимости:25 морских миль, цвет проблеска - белый
Современная эксплуатация:Действующий

Старейший на Дальнем Востоке

В двенадцати километрах от Петропавловска Камчатского находится мыс Маячный – ключевая точка Авачинской губы, в которую заходят корабли из Тихого океана. Мыс получил свое название еще в XIX веке, поскольку в этом месте зажигали сигнальные костры, указывающие морякам вход в бухту. Самое первое упоминание о наличии на мысу сигнального огня датируется 1740 годом. Так на первой подробной карте Авачинской губы штурманом И.Ф. Елагин поместил надпись: «Маяк, на котором жгут огонь в ночное время». На плане Авачинской губы 1741 года маяк уже отмечен рисунком в виде башни. Однако, первый световой маяк представлял собой бревенчатый сруб треугольной в плане формы с прорубленными в сторону моря окнами. С наступлением темноты в срубе жгли дрова, облитые жиром, тем самым указывая мореплавателям местоположение входа в Авачинскую губу.
Интерес к совершенствованию навигации значительно возрос с основанием в 1799 году Российско-американской компании – торгового и промышленного объединения, находящегося под покровительством правительства. Сенатом было признано важное значение Петропавловска для России, и только спустя несколько десятилетий взамен старой расположенной здесь деревянной конструкции здесь был сооружен так называемый дом с флагштоком, в котором располагалась маячная команда и так же подавала сигналы разведением костра. Следующий деревянный маяк в виде башни начал свою работу 1 июля 1850 года. Именно эту дату современные дальневосточные маячники считают датой основания Петропавловского маяка.
К 1886 году деревянный маяк был признан обветшалым и было начато строительство новой, передовой для своего времени маячной башни из чугунных блоков. Само строительство было поистине удивительным так как материалы и сами строители маяка происходили из разных стран. Так, материал для строительства в значительной части был закуплен в Сан-Франциско, а при строительстве фундамента использовался японский цемент. В число рабочих входили русские, китайцы, корейцы, японцы. Светооптический аппарат с керосинокалильной установкой был доставлен из Франции и собран вместе с башней. Маяк начал действовать 1 июня 1897 года. Именно с этой башни и сегодня подаются световые сигналы.

В ногу со временем

За всю историю своего существования маяк стремительно совершенствовался – оборудование на нем обновлялось в считаные десятилетия, неизменным остался только главный оптический прибор маяка - аппарат с линзой Френеля изготовленный французской фирмой Барбье в 1894 году. Многократно менялось звуковое оснащение маяка, предназначенное для использования в тумане. Так, еще во времена использования деревянной башни для подачи звуковых сигналов использовалась пушка. В 1893 году маяк был оснащен колоколом, а в 1965 году вместо колокола был установлен наутофон. После установки наутофона колокол был передан в дар краеведческому музею в связи с 225-летием города Петропавловска-Камчатского.
XX век обернулся большими переменами в световом, звуковом и в радио-оснащении маяка. В 1937 году на маяке были смонтированы первый на Дальнем Востоке радиомаяк и паровая сирена. Последняя капитальная реконструкция маяка была произведена в 1966-1968 годах. Тогда здесь было построено маячно-техническое здание светового маяка, а керосиновое освещение линзы было заменено на электрическое, а все служебные постройки были возведены из камня. На территории было также возведено здание радиомаяка, с автономной дизельной радиостанцией, жилой восьмиквартирный дом с водопроводом, баня, гараж, овощехранилище и насосная станция.
В конце 1970-х годов на маяке была развернута ведущая станция мобильной радионавигационной системы «Марс-75». Зона обеспечения навигационной безопасности плавания Петропавловского маяка увеличилась за пределы визуальной видимости до 600 миль.
В XXI веке произошел новый этап модернизации маяка - на нем установили контрольно-корректирующую станцию глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Точность плавания кораблей и судов в Авачинском заливе значительно повысилась и теперь не превышает несколько метров.

Встречая неприятеля

Будучи объектом морской навигации Петропавловский маяк видел и эпизоды военной истории. В августе 1854 года во время Восточной войны, при нападении англо-французкой эскадры на Петропавловский порт члены команды маяка первыми увидели приближающиеся корабли противника и сообщили об этом условным сигналом защитникам порта. Кроме того, команда маяка обстреляла корабли неприятеля. Быстрые и решительные действия команды оказали значительное влияние на исход сражения – враг был разбит и отступил.
Еще один интересный эпизод имел место во время Русско-Японской войны. 30 июля 1905 года в Авачинскую губу вошел японский крейсер и обстрелял город. Под руководством смотрителя маяка Лосева И.И. на маяке был разобран фонарь, горелки были сняты и тщательно упакованы в ящики, всё оборудование было закопано неподалеку от маяка. Сделано это было вовремя, так как японцы, добравшись до маяка, уничтожили документы и порезали маячных быков. Благодаря предусмотрительности маячной команды световое оборудование маяка было спасено.

Маяки России

Интерактивная карта

Вы можете выбрать маяк на карте и перейти на страницу с подробным описанием

Маяк Балтийский

Маяк Балтийский (Пиллау) – самый западный маяк России.

Подробнее

Маяк Русский

В 1953 году вместо старого маяка возвели новый, высотой 24 метра Подробнее

Маяк Белый

Уникальный, полностью деревянный маяк, сложной конструкции.
Подробнее

Маяк Кастрикум

Строили с 1963 по 1966 год. Кастрикум был установлен на обрывистом мысе. Подробнее

Маяк на мысе Слепиковского

Уникальный маяк на Мысе Слепиковкого, построенный еще во время японского губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.).

Подробнее

Маяк Ай-Тодор

В 1835 году на месте старой римской сигнальной башни был установлен маяк Подробнее

Маяк Петропавловский

Один из старейших маяков Камчатки обеспечивает безопасность судоходства при входе из Тихого океана в Авачмнскую губу.
Подробнее

Маяк Таран

Построенный немцами в 1846 году Маяк Таран после окончания Второй мировой войны перешел в собственность СССР, а затем – в собственность современной России.
Подробнее

Сочинский маяк

В 1864 году на месте современного города Сочи был основан порт Даховский, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. Подробнее

Кашкаранцевский маяк

Первый маяк был построен здесь в 1938 году в виде навигационного знака, а в 1978 году он был сооружен уже в виде круглой кирпичной башни, окрашенной белыми и красными горизонтальными полосами с фонарным сооружением. Подробнее

Святоносский маяк

Святоносский маяк – один из самых старейших маяков России, имеющий уникальную деревянную конструкцию башни.
Подробнее

Большой Тютерс

Маяк Большой Тютерс

Маяк Большой Тютерс – один из самых старейших маяков России, которому уже больше ста лет. Он продолжает функционировать и находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота. Подробнее

Маяк Дербентский

Дербентский маяк – самый мощный на Каспийском море и входит в перечень объектов ЮНЕСКО. Подробнее

Маяк Анапский

Анапский маяк – одна из визитных карточек курорта. Первый маяк был построен в 1909 году. Нынешний - в 1955 году, после разрушения первого во время войны. Подробнее