Сахалинская область, Холмский городской округ, мыс Слепиковского

Маяк на мысе Слепиковского

Карточка маяка:
Местоположение: Сахалинская область, Холмский городской округ, мыс Слепиковского
Координаты: 47.302743, 141.967177
Год основания: 1943
Строитель маяка: Синобу Миура
Смотритель маяка: Юрий Гаспаров
Высота огня от уровня моря: 23,6
Дальность видимости: 16 миль (30 км)
Современная эксплуатация: действующий
В ходе совместного проекта РГО и Центра Современной Истории по изучению исторических маяков России наша команда была на Камчатке и Курилах, а в августе 2023 года поработала и на Сахалине.
Именно здесь нам предстояло обследовать уникальный маяк на Мысе Слепиковкого, построенный еще во время японского губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.). В это время на берегах острова были построены маяки Хиноде-Бана (1914 г.), Крильон (1914 г.), Сони (1914 г.), Киннуси (мыс Лопаткина, 1919 г.), маяк на мысе Тонин (1935 г.), Ламанон (1940 г.), Коноторо (Слепиковского, 1943 г.).
Почти три часа занял путь на машине от Южно-Сахалинска до маяка. Часть дороги проходит по пыльному грейдеру, а последние километров пять – по песчаным дюнам.
Маяк на мысе Слепиковского был построен в 1943 году японцами как один из 25 маяков и створных знаков, установленных на южной части Сахалина в ходе правления японского губернаторства Карафуто в период с 1905 по 1945 годы.
Стоит отметить, что мыс, который ныне именуется мысом Слепиковского, до 1945 года назывался «Ноторо», а маяк – «Коноторо».
Маяк Коноторо был возведен японским инженером Синобу Миура, который до этого в 1939 году построил маяк Анива.
Японские маяки 1930-1940-х годов сооружались по единой схеме – круглая маячная башня соединена коридорами со вспомогательными помещениями. Для всех маяков, которые были относительно труднодоступны и могли находиться какое-то время в изоляции, был запланирован сбор дождевой воды для технических нужд. Для этого крыши зданий (как дом маячника) делались с горизонтальными крышами и невысокими бортиками, создавая водосборную чашу. По водосточным трубам в стенах вода через фильтр из битого кирпича, угля и песка собиралась в резервуаре, который располагался под современным банным помещением слева в конце коридора.
Маяк Слепиковского располагается на высоте 5,40 м над уровнем моря и представляет собой бетонную коническую башню высотой 23,6 метров, имеющую ограждение верхнего балкона. Как это предусмотрено в японских традициях маяного строительства башня имеет балкон, на котором установлен цилиндрический бетонный цоколь фонарного сооружения высотой 2,80 м и внутренним диаметром 4,20 м. Башня у основания имеет диаметр 5,50 м и в верхней части 4,50 м. Толщина бетонных стен в основании составляет 80 см, а в верхей части – 30 см. Внутреннее цилиндрическое помещение имеет диаметр 3,90 м. В центре помещения установлена вертикальная железобетонная труба наружным диаметром 1,30 м. Труба служит опорой для установки на нее винтовой железобетонной лестницы шириной 1,30 м и является каналом для проклаки кабелей электропитания маячной аппаратуры. Возможно, эта труба первоначально служила для перемещения груза, приводившего в движение часовой механизм вращения оптической системы маятного аппарата.
Балкон с цилиндрической рубкой поддреживают 16 массивных кронштейнов, придающих маяку индивидуальный архитектурный облик. Цилиндрическое фонарное сооружение диаметром 3,20 м имеет двухярусное остекление – в каждом ярусе располагается по 12 выгнутых штормовых стекол толщиной 8 мм. Стекла этих двух ярусов различны по высоте: нижние имеют высоту 1,20 м, верхние – 0,90 м.
Крыша фонарного сооружения представляет собой медный купол с установленным на ней дефлектором и ромбоуказателем – молниеприемником высотой 2,80 м.
Примечательно что все маяки Южного Сахалина выполнены в единообразной цветовой схеме за исключением маяка Слепиковского (Коноторо), окрашенного в красный цвет. Все остальные маяки времени губернаторства Карафуто окрашены в черно-белую горизонтальную линию².
Интересно, что все постройки маячного городка были соединены длинными галереями. В случае штормов или зимней непогоды персонал мог из своего домика напрямую пройти несколько десятков метров и оказаться внутри маячной башни или ремонтного цеха.
Войдя с улицы, попадаешь в длинный коридор со множеством дверей, уходящий направо и налево.
Ход напрямую ведет к двум дверям в квартиры. По японскому проекту квартиры симметричные, каждая рассчитана на отдельную семью. Слева от входной двери видны следы от направляющих старой сдвижной двери.
В помещении, где когда-то проживала семья одного из японских маячников, мы застали ремонт – частично сняты полы, идёт утепление стен. От печи, стоявшей в центре комнаты, осталась только стальная труба дымохода в потолке.
В левом ближнем углу помещения по изначальному плану располагался туалет и узкая душевая комната.
Можно сказать, что нам повезло с текущим ремонтом комнаты, так как обивка стен снята, и многие балки пола и брус несут следы японских маркировок пиломатериала – иероглифы черной краской с обозначением производителя.
Весьма примечателен тот факт, что при строительстве маяка японцы применили метрическую систему длины, а жилые дома построены с использованием традиционной японской системы «инкама», где площадь дома измеряется циновками «татами» (1,8 х 0,9 м).
Пройдя от входной двери направо, в сторону маяка мы можем увидеть по правой стороне коридора большие окна со сдвижными фрамугами.
В небольшой торцевой комнате коридора, рядом с маяком, располагается старый японский колодец. Он до сих пор даёт пресную питьевую воду, хотя, по словам сотрудников, она имеет несильный запах. Сейчас вода из него качается электрическим насосом.
От колодца в маяную башню можно попасть по соединительному коридору, в котором имеется пара косых ромбовидных окон. Лестница проходит через пристройку и ведет в башню маяка.
В интерьерах этих соооружений можно увидеть потрясающее качество работы с бетоном – стены, ступени и потолок выполнены аскетично и очень аккуратно.
На втором этаже небольшая площадка с окнами и выходом на верхний этаж пристройки.
Винтовая лестница идет мимо сдвижного окна – нижнюю половину фрамуги можно поднять вверх. На окне сохранилась латунная фигурная ручка – вероятно тоже со времен постройки маяка.
В центре маячной башни сделана полая колонна для контроля за грузом поворотного механизма светоэлемента. По всей высоте маяка имеется 3 таких технологических отверстия с деревянными дверцами.
Примечательно, что на смотровом люке центральной полой колонны сохранилась карболитовая ручка, возможно оставшаяся здесь с 1940-х годов.
Выход наверх в комнату поворотного механизма – здесь в конструкции появляются стальные перила и другие элементы.
Дойдя до верхней площадки, мы наконец попадаем к сердцу маяка - в рубку со светооптическим аппаратом, который установлен на поворотном механизме.
Вентиляционные отверстия на стенах закрываются стальными створками в виде солнца. В иллюминаторах тот же вид, что и 80 лет назад – море, волны, дождь.
Из рубки наружу можно выйти на круговой балкон с панорамным видом. К линзе со светоэлементом имеется проход по стальной винтовой лесенке.
Первоначально оптическая система японского производства диаметром 600 мм оснащалась керосинокалильными, затем ацетиленовыми горелками, впоследствии замененными электрическими лампами. Вращение осветительного аппарата осуществлялось при помощи часового механизма.
В 1951-1952 годах было проведено переоснащение маяка – он был переведен на автономное электрическое освещение. 8 июля 1952 года Извещением Гидрографической службы Тихоокеанского флота №249 было объявлено о вводе в действие электрического маяка вместо ацетиленового. Маяк начал светить с характеристикой: свет 1 сек + темн. 14 секунд – период 15 секунд, то есть 4 проблеска в минуту. Дальность видимости огня таким образом увеличилась до 16 миль (30 км). Также на маяке был установлен новый светооптический вращающийся аппарат марки ЭМ 35/1 с лампой марки ММ-9 мощностью 50 ватт. Аппарат был изготовлен на заводе № 338 ВМС (позднее назывался «Завод штурманских приборов») в Ленинграде. В аппарате были установлены 4 дисковые линзы марки Л-350. Сила света маяка составила 166 тыс. свечей, а сила света лампы 1040 свечей. Вращение аппарта производилось электромотором мощностью 125 ватт. Для электропитания маяка были установлены два бензиноэлектрических аппарата марки Л-3/2 с моторами мощностью по 3 л.с. и генераторами мощностью по 1,5 квт. Прежний световой фонарь при этом остался в качестве резервного.
Новому переоснащению маяк подвергся уже в 1962 году. В фонарном сооружении вместо аппарата ЭМ-35/1 на тумбе и подъемно-фокусирующем устройстве была установлена цилиндрическая линза марки Л-500, выпущенная Горьковским стекольным заводом. Наружный диаметр линзы составлял 608 мм, высота – 510 мм, фокусное расстояние – 250 мм. Новым источником света стала электролампа марки ММ-16 мощностью 250 ватт. Эффективная сила света маячного огня таким образом составила 17 577 свечей. Дальность видимости огня при этом сохранилась прежней. Изменилась при этом светотехническая характеристика маяка: свет 1,5 сек. + темн. 10,5 сек – период 12 сек., то есть 5 проблесков в минуту.
Помимо новых источника света и отптического устройства в 1961 году маяк получил и новый источник питания – был установлен ветроэлектрогенератор марки ВЭ-5 мощностью 1,60 квт и 12 аккумуляторов марки 6 СТЭ-128. Ветряной источник энергии проработал до 1967 года. В качестве резервного источника в это время применялся бензоэлектрический аппарат марки Л-6/3 с двигателем мощностью 6 л.с. и генератором мощностью 2,80 квт постоянного тока.
В 1973 году маяк получил новый светооптический аппарт марки ЭМН-500 с электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 ватт. В качестве источника электропитания была установлена автоматическая ветровая электростанция марки АВЭС-1-5 мощностью 1 квт. К сожалению, как и предыдущая ветровая установка, она проработала недолго – из-за сильных штормовых ветров она довольно быстро вышла из строя. Маяк продолжил работать, получая электропитание от двух дизель-электрических агрегатов мощностью 20 и 10 квт.
В 1990 году снова изменилась светотехническая характеристика проблескового огня: свет 3 сек. + темн. 9 сек – период 12 сек, то есть при сохранении прежней частоты 5 проблесков в минуту была вдвое увеличена длительность проблеска.
Наконец, в 1991 году маяк был переведен с автономного энергообеспечения на постоянное – Холмской западной электросетью была построена воздушная ЛЭП длиной в 3 км и маяк был подключен к государственной системе электроснабжения острова Сахалин.
Весьма оригинальное коструктивное решение мы можем наблюдать с наружной стороны фонарной рубки. Здесь снаружи стальной рамочной конструкции сделаны поручни и подножки для содержания стекол в чистоте и для технического обслуживания крыши.
Рассмотрев подробно технические аспекты устройства этого японского маяка, который вот уже почти 80 лет находится в ведении советской, а затем и российской гидрографической службы, следует вернуться к вопросу топонимики: откуда же берет свое современное название этот маяк и мыс?
После принятия маяка в ведение Гидрографической службы флота СССР мыс Коноторо получил нынешнее его название – Мыс Слепиковского, а в след за ним был переименован и маяк. 12 октября 1948 года в Извещении мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота № 420 было объявлено о переименовании «маяка Коноторо» в «маяк Слепиковского». Так, мыс и маяк были названы в честь командира русского Чиписанского партизанского отряда штабс-капитана Бронислава Владиславовича Гротто-Слепиковского, сражавшегося во время русско-японской войны и погибшего в 1905 году в бою с японским десантом на южном Сахалине у озера Тунайча.
Южный Сахалин обороняли несколько партизанских отрядов общей численностью 1363 человека и 198 лощадей (по состоянию на июнь 1905 года). В Чеписанском отряде штабс-капитана Гротто-Слепиковского насчитывалось 175 человек, 36 лошадей и один пулемет².
23 июня на мысе Крильон появилась японская береговая эскадра, состоявшая из 53 судов с десантом из дивизии пехоты, четырех орудийных батарей и нескольких эскадронов кавалерии.
Отряд Слепиковского на момент высадки японского десанта находился в деревне Чеписани на берегу Анивского залива в 10-15 верстах от места высадки десанта. Партизаны под командованием Слепиковского держали оборону в течение 35 дней.
Чтобы покончить с дружиной Слепиковского японцы назначили особый отряд и придали ему батарею скорострельной артиллерии из восьми орудий. 28 июля русские партизаны были окружены.
«Штабс-капитан Слепиковский с биноклем в руках стоял на валу и бесстрашно наблюдал за огнем, ободряя людей. Более двух часов длилось обстреливание. Около 9 часов утра одним из снарядов Слепиковский был поражен в поясницу и убит на месте; с ним поражено осколками 4 дружинника.
Так пал этот честный воин – одиноко со своей дружиною державшийся 35 дней в дебрях пустынного острова за 10 000 верст от родины и сражавшийся без всякой надежды на помощь, которая ниоткуда и никоим образом не могла к нему явиться».
М. Андреев
28 октября 1905 г. Хабаровск
На месте гибели партизанского отряда проводились поисковые экспедиции. В 1989 и в 1990 годах на месте боев были обнаружены остатки по меньшей мере 65 человек, которые были с почестями захоронены в девяти братских могилах.
 
 

1. Y. Kado, S. Kako, M. Ishimoto, T.Hara On lighthouses in Southern Sakhalin during the Japanese period (1905-1945) // AIJ Technol. Des. Vol. 13 No. 25 p. 287

2. Челноков А. Штабс-капитан Гротто-Слепиковский: Сахалин окружен. Стоим насмерть! Будут ли установлены имена всех героев, 35 дней державших оборону на захваченном японцами острове? // «Родина», вып. №6 (617), с. 81.

Маяки России

Интерактивная карта

Вы можете выбрать маяк на карте и перейти на страницу с подробным описанием

Маяк Пиллау

Маяк Пиллау (Балтийский) – самый западный маяк России.
Подробнее

Маяк Русский

В 1953 году вместо старого маяка возвели новый, высотой 24 метра Подробнее

Маяк Белый

Уникальный, полностью деревянный маяк, сложной конструкции.
Подробнее

Маяк Кастрикум

Строили с 1963 по 1966 год. Кастрикум был установлен на обрывистом мысе. Подробнее

Маяк на мысе Слепиковского

Уникальный маяк на Мысе Слепиковкого, построенный еще во время японского губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.).
Подробнее

Маяк Ай-Тодор

В 1835 году на месте старой римской сигнальной башни был установлен маяк Подробнее

Маяк Петропавловский

Один из старейших маяков Камчатки обеспечивает безопасность судоходства при входе из Тихого океана в Авачмнскую губу.
Подробнее

Маяк Таран

Построенный немцами в 1846 году Маяк Таран после окончания Второй мировой войны перешел в собственность СССР, а затем – в собственность современной России.
Подробнее

Сочинский маяк

В 1864 году на месте современного города Сочи был основан порт Даховский, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. Подробнее

Кашкаранцевский маяк

Первый маяк был построен здесь в 1938 году в виде навигационного знака, а в 1978 году он был сооружен уже в виде круглой кирпичной башни, окрашенной белыми и красными горизонтальными полосами с фонарным сооружением. Подробнее

Святоносский маяк

Святоносский маяк – один из самых старейших маяков России, имеющий уникальную деревянную конструкцию башни.
Подробнее