Мурманская область, городской округ Островной, населённый пункт Святой Нос

Святоносский маяк

Карточка маяка:
Местоположение: Мурманская область, городской округ Островной, Мыс Святой Нос
Координаты: 68.135928, 39.766851
Год основания: 1861
Строитель маяка: И.Е. Торопов
Смотритель маяка: Последний смотритель М.И. Горбунов, с 2006 г. маяк работает в автоматическом режиме
Высота огня от уровня моря: 22 м
Дальность видимости: 8 миль
Статус: Объект культурного наследия федерального значения
Современная эксплуатация: Действующий
3D модель маяка:

Летом 2023 года состоялась экспедиция Центра Современной истории и Русского географического общества на Святоносский маяк – один из старейших маяков на Севере России с уникальной конструкцией башни. На сегодняшний день это действующий маяк на северо-восточном побережье Кольского полуострова в северной части мыса Святой нос в районе губы Лопское Становище.
Мыс Святой нос узким длинным клином вдается далеко в море и является поворотной точкой маршрутов всех судов, идущих из Белого моря в Баренцево. Данный участок является самым судоходным и в то же время самым опасным местом Кольского Заполярья. Берега мыса отвесные, высокие и крутые, практически полностью лишены растительности. Лишь наиболее высокая точка мыса имеет травянистый и мшистый покров.
Доставка экспедиции на мыс Святой Нос осуществлялась на малом гидрографическом судне ГС-87.
По мере продвижения к месту назначения команде Центра Современной истории довелось наблюдать работу команды гидрографического судна.
Стоит отметить, что поход морем на мыс Святой Нос был весьма продолжительным – время в пути заняло около суток. Все это время члены экипажа судна охотно делились историями о своей службе в море. Поход проходил в условиях полярного дня. В августе в этих широтах полярный день начинается около 23 часов, а пик сумерек приходится на 2-3 часа ночи. К 4 часам утра становится уже светло как днем.
Наконец в 7:30 утра судно подошло к городу Островной. Данный населенный пункт имел разные названия: до 1920 года место именовалось Йоканьским погостом, до 1938 года – Йоканьга, до 1981 года – поселок Гремиха. Наибольший расцвет поселок имел в 1980-е годы. Будучи крупной военно-морской базой, поселок имел население свыше 10 тыс. человек, однако к настоящему времени в поселке проживают не более 1,5 тыс. человек.
Перед командой судна стояла задача по обслуживанию навигационного буя в акватории Островного. Далее последовала высадка на мыс Святой Нос.
Наконец высадка состоялась и всем участникам экспедиции предстояло преодолеть полтора километра до конечной цели – Святоносского маяка. Представители гидрографической службы флота должны были заняться обслуживанием аккумуляторов и аппарата маяка. Задачи команды Центра Современной истории – строительно-техническое обследование маяка и близлежащих сооружений, лазерное сканирование самой маячной башни, производство историко-культурного обследования всего маячного комплекса.
Полевым исследованиям маячного комплекса предшествовало историко-архивное исследование, благодаря которому удалось установить, что идея строительства маяка в этом месте восходит еще к XVIII столетию, а ее реализация была начата в 1830-е годы и продлилась почти 30 лет.
О строительстве системы маячных огней в данном судоходном районе речь шла с первых описаний Святого Носа лейтенантом Василием Виньковым в 1741 году, однако к этому вопросу вернулись только век спустя.
В январе 1828 года лейтенант Михаил Францевич Рейнеке, занимавшийся гидрографическим описанием беломорских и мурманских берегов в 30-х годах XIX века, представил на имя генерал-гидрографа Г.А. Сарычева рапорт с предложением об устройстве маяков на мысах Святой Нос и Городецком. Генерал-гидрографом данная инициатива была поддержана и таким образом был дан старт разработке проекта для Башни Святоносского маяка. В марте того же года вопрос был вынесен на слушание в Адмиралтейтств-совет и получил положительную резолюцию. Командование строительством маяка было возложено на инженера-коменданта Власова. Выбор места для установки маяка был предоставлен на усмотрение лично М.Ф. Рейнеке [Аксентьев С. Свет маяков сквозь полярную мглу // Север. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, №5-6, 2011, с. 209.].
Деревянную башню по проекту инженера-коменданта Власова срубили в Архангельске и 17 июня 1828 года на бриге «Лапоминка» в разобранном виде доставили на Иокангские острова. Там бревна выгрузили в воду и связали в плоты для буксировки к Свтому Носу. Едва закончили работу, как налетел шквал, принесший затяжной шторм. К счастью, плоты уцелели, и с наступлением погоды их пригнали к месту постройки. Готовую четырехгранную пирамиду высотой 15,3 метра, окрашенную белым, черным и красным цветом, строители сдали 28 июля «для надзора» жителям Кольского уезда. Однако вскоре выяснилось, что из-за малой высоты и неудачного расположения башня плохо видна с моря, поэтому пятью годами позже гидрограф лейтенант Н.Ф. Корсаков в трехстах пятидесяти метрах юго-восточнее поставил еще одну четырехугольную деревянную призму высотой 15 метров, получившую название Южной башни, но и это решение оказалось неудовлетворительным.
21 октября 1857 года в должность главного командира Архангельского порта и архангельского военного губернатора вступил Б.А. Глазенап. Пробыв несколько лет морским агентом в Швеции, Норвегии и Дании, а до этого возглавляя Гидрографический департамент, Богдан Александрович хорошо знал последние новинки европейской маячной техники и первоочередные нужды северных российских мореплавателей. Он обратился в гидрографический департамент и Морское министерство с предложением принять неотложные меры для постройки световых маяков на Святом носу и острове Сосновец. Министр финансов в ходатайстве отказал, ссылаясь на нехватку средств, но Гидрографический департамент поддержал архангельского губернатора. В ежегодном докладе, подписанном непременным членом Морского ученого совета, вице-директором гидрографического департамента генерал-майором С.И. Зеленом, в частности отмечалось: «входной маяк в Белое море на Святом носе необходим. Несуществование подобного входного маяка – единственный пример в европейских морях. Департамент полагает, что на Святом Носе нужно иметь огонь первоклассный и даже с проблесками, которые усиливают яркость света и ясно отличают маячный огонь от постороннего». На этот доклад управляющий Морским министерством наложил резолюцию: «чрезвычайно основательные соображения… Обсудить совместно с главным командиром Архангельского порта» [Аксентьев С. Свет маяков сквозь полярную мглу // Север. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, №5-6, 2011, с. 212.].
Богдан Александрович, ссылаясь на зарубежный опыт, настоял на установке сборной металлической маячной башни из железных плит, обосновывая это отсутствием поблизости подходящих строительных материалов, долговечностью металлической конструкции и простотой монтажа. Но английский заводчик Hety Gritsell (Recenis canal iron works London), с которым велись переговоры, так и не представил технического обоснования и детальных чертежей башни. Красочный эскиз фасада маяка не мог удовлетворить финансистов, поскольку не позволял проверить соответствие запрашиваемой англичанином суммы в 57 тысяч рублей фактическим расходам. К тому же оказалось, что для северных условий все металлические детали башни необходимо защищать специальной краской, существенно удорожавшей стоимость проекта. В 1859 году генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич посетил Белое море и осмотрел Мурманское побережье. Он пришел к убеждению, что на Святом Носе надо строить не железный, а деревянный маяк, так как железные части будут очень трудно доставлять на строительную площадку, поскольку на месте выгрузки совершенно открытое для океанского ветра море. Свои соображения князь доложил государю-императору. Его Императорское Величество «Высочайше утвердить изволил проект деревянного маяка на полуострове Святой Нос». Так идея о строительстве сборной железной маячной башни на Святом Носу была навсегда оставлена. В целях экономии средств вместо современного, но дорогостоящего аппарата Френеля, о чем ратовал Глазенап, на деревянный маяк решили установить рефлекторы с лампами Арганда, изготовленными в Ревельской ламповой мастерской Дирекции Балтийских маяков.
Подряд на постройку деревянной маячной башни и служб (дом смотрителя, казарма, баня, кладовая с ледником, сарай) и доставку их в разобранном виде на Святой Нос взял архангельский купец Иван Ермолаевич Торопов.
Но неожиданно в мае 1861 года, когда строительство было в самом разгаре, из Морского министерства пришло распоряжение: в связи с упразднением Архангельского военного порта строительство маяка прекратить. Новый губернатор Архангельска вице-адмирал Истомин возразил высокому петербургскому начальству: «Цель и назначение здешних маяков обуславливается исключительными видами на улучшение местного торгового и промышленного мореплавания… и несмотря на упразднение порта, работы должны идти своим путем…».
Пока шла переписка, здания служб в разобранном виде перевезли на полуостров и собрали, а 15 сентября 1862 года закончили установку маячной башни. Из Ревеля доставили катоптрический осветительный аппарат и приступили к его монтажу. Узнав, что строительство маяка на Святом Носу идет к завершению,генерал-адмирал согласился с Истоминым и в декабрьском номере «Морского сборника» за 1862 год Гидрографический департамент опубликовал извещение мореплавателям: «В Белом море окончен постройкой маяк на верхнем холме северной части мыса, называемого Святой Нос. Маяк деревянный, восьмиугольный, обшит досками и окрашен светло-желтой краской. На маяке установлен металлический фонарь, снабженный осветительным аппаратом катоптрической системы из 18 аргандовых ламп, при таком же числе рефлекторов высотой от основания 58, а над уровнем моря 298 футов. Дальность видимости огня 19,8 мили. Существовавшая на верхнем, или южном, холме этого мыса деревянная неосвещаемая башня разобрана».
Так с момента идеи постройки маяка на мысе Святой Нос до запуска его освещения прошло почти 35 лет. Святоносский маяк начал свое освещение в августе 1863 года. Однако, первые годы работы были крайне нелегкими для служителей маяка. Он стал самым северным и самым отдаленным маяком России с самыми неблагоприятными условиями для жизни. Дорог для доставки продовольствия на мысе не было и нет до настоящего времени, а суда исключительно редко останавливались у мыса ввиду сувоя (подводного вихря на месте слияния двух морей) и свойственных этому району частых волнений. Единственным каналом связи с Большой землей был заход гидрографического судна из Архангельска, что случалось крайне редко – один или два раза в год.
Стоит отметить, что в дальнейшем маяк неоднократно перестраивался и переоснащался, так же и маячный городок за много лет претерпел существенные изменения.
Итак, команда Центра Современной истории продвинулась по пустынному мысу и наконец вышла к своей конечной цели. На месте были обнаружены два сохранившихся исторических здания, сама башня маяка, постройки бывшей воинской части и радиомаяка.
После общего ознакомления со всем комплексом сооружений команда Центра Современной истории перешла к обследованию удивительной пирамидальной конструкции – самой башни маяка. В таком виде она дошла до нас после ее модернизации в 1890 году, хотя, сам маяк функционировал здесь с 1863 года.
Проект сохранившейся поныне деревянной башни был представлен 19 декабря 1888 года, и отличие от предыдущей версии 1863 года он предусматривал установку на башне металлической конструкции для размещения нового фонаря [РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.62, л.1.].

Из материалов Российского государственного архива Военно-морского флота стало известно следующее:

  • 5 апреля 1889 года Главным гидрографическим управлением было приписано отложить перестройку маяка до начала весны будущего 1890 года. Также Управлением констатируется, что для освещения маяку потребна установка светового аппарата второго разряда с постоянным белым свечением [РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.62, л.12.].
  • 24 мая 1889 года Дирекция маяков и лоций Белого моря рапортует о приостановке работ до получения точных чертежей фонаря. Вместе с тем, ставится срок окончания работ по переоснащению маяка – к половине июля 1890 года.
Через некоторое время в июле 1889 года была получена смета на конструкцию фонаря системы Френеля от французской фирмы «F. Barbier & Cir» [РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.62, л.22.].
Любопытным документом, полученном в архиве ВМФ является заявление архангельского купца Г.Н. Шмидта, который буквально вызвался провести работы «по постановке нового аппарата на маяке Святойго Носа, который я согласен вынуть из ящиков и поднять с установкою на надлежащее место за сумму две тысячи (2000) рублей, не принимая на себя никакой другой работы.» [РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.62, Л. 52.]
Готовое фонарное сооружение было отправлено из Парижа 8 июня 1890 года [РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.62, л.112.].
Новое фонарное сооружение было введено в эксплуатацию 14 августа 1890 года, о чем свидетельствует Сообщение Морского Министерства о начале освещения новым световым аппаратом [РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.62, л.122.].
При обследовании башни маяка командой Центра Современной истории была тщательно обследована его конструкция и зафиксированы повреждения, принесенные временем. Первое, за что цепляется взгляд, - поврежденная лестница входной группы, которая ведет на первый ярус башни.
Весьма интересна конструкция первого яруса башни – восьмигранное в плане сооружение имеет 6 волоковых окон и покатую крышу. Изнутри помещения цокольного яруса забутованы крупным камнем. При обследовании были обнаружены деформации внешней обшивки. Волоковые (вентиляционные) окна расположены на шести из восьми граней и служат для вентиляции бутового фундамента и бревенчатых венцов.
Основание башни состоит из внешней обшивки, бревенчатого сруба и внутренней забутовки крупным камнем. Таким образом, вид основания маяка можно охарактеризовать как бутовую засыпку с ограждающими венцами основания. К настоящему времени многие бревна были заменены. На одном из бревен была обнаружена отметка «СФВ 1927, 5-6-50». Можно предположить, что ремонт маяка производился в 1950 году.
Вслед за цокольным ярусом-основанием маяка был обследован первый уровень маячной башни. Здесь отчетливо видна конструкция башни – центральная колонна, собранная из бруса и соединенная металлическим тягами с боковыми наклонными колоннами, которые связаны между собой крестообразными связями из бруса меньшего сечения и металлическими тягами.
Пол в помещении дощатый, потолок выполнен из строганой доски.
Далее был обследован второй уровень маячной башни. В центре него также расположен центральный столб, от которого к стенам отходят металлические связи.
Третий уровень маячной башни представляет собой меньшее по площади помещение с аналогичной конструкцией. Здесь располагается лестница в помещение светового аппарата и лестница на открытую площадку. В помещении присутствуют окна. Оконное заполнение выполнено вертикально сдвигающимися фрамугами.
Четвертый и пятый уровни маячной башни состоят из помещений светового аппарата и выполнены в виде двухуровневой стальной цилиндрической конструкции. На четвертом уровне располагаются аккумуляторные батареи, обеспечивающие работу маяка.
На пятом уровне располагается сердце маяка – световой аппарат. Важно отметить, что за всю историю эксплуатации маяка он неоднократно менялся. Как уже отмечалось выше, с 1890 года эксплуатировался французский световой прибор фирмы «F. Barbier Сir» с линзой Френеля.
Вопрос о замене аппарата был поднят в рамках мероприятий по улучшению навигации в 1915-1916 гг.
18 октября 1915 г. Главноначальствующий города Архангельска ходатайствует в Главное гидрографическое управление о модернизации Святоносского маяка и створных знаков на входе в Иоканский рейд [РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.2212, л.5.]. В число предложений по совершенствованию навигации входил пункт о замене постоянного огня проблесковым для более легкого отличия от рядом расположенных маяков с возможно большим горизонтом.
27 октября 1915 года в продолжении выработки решений по улучшению навигации Главное Гидрографическое управление в числе прочего установило необходимым заменить осветительный аппарат на Святоносском маяке на ацетиленовый с дальностью видимости до 30 миль.
Новый осветительный аппарат был заказан в Русском акционерном обществе «Газо-аккумулятор». Осенью 1915 года в Главное Гидрографическое управление обществом «Газо-аккумулятор» была направлена смета и техническая документация на маяк «АГА» системы Даленна с вращающейся линзой [РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.2212, л. 18.]. Данный аппарат был установлен на Святоносском маяке в 1916 году.
Новый осветительный аппарат был заказан в Русском акционерном обществе «Газо-аккумулятор». Осенью 1915 года в Главное Гидрографическое управление обществом «Газо-аккумулятор» была направлена смета и техническая документация на маяк «АГА» системы Даленна с вращающейся линзой [РГА ВМФ, Ф.404, О.3, Д.2212, л. 18.]. Данный аппарат был установлен на Святоносском маяке в 1916 году.
В период с июня по август 2004 года ООО «Арктикпроект» и отделением маячной службы в/ч 26909 отремонтирована маячная башня и фонарное сооружение, установлена солнечная энергетическая установка в составе: ФЭС (фотоэлектрическая система), 6 солнечных панелей, 10 аккумуляторов типа KL-950 светооптический аппарат типа ТП-СУПР на светодиодах фирмы ОАО «НТП «Нави-Далс».
Световой аппарат маяка располагается с двухуровневой металлической конструкции цилиндрической формы. В нижнем ярусе располагаются элементы питания, верхний ярус перекрыт конусовидной крышей. Световая рубка имеет современное остекление в пластиковых оконных рамах. В металлической конструкции врезаны несколько вентиляционных заглушек.
Одновременно с производством строительно-технического обследования выполнялись работы по лазерному сканированию маячной башни. Метод лазерного сканирования позволяет собрать исчерпывающую информацию о пространственно-планировочных решениях объекта и в дальнейшем создать точные обмерные чертежи, на основании которых можно будет выполнить разработку научно-проектной документации для объекта.
После детального обследования башни маяка команда Центра Современной истории приступила к обследованию его прилегающей территории. Близ маяка расположены два исторических деревянных здания, вероятно относящиеся к маячному городку. Севернее – остатки современных зданий, относящиеся к бывшей воинской части.
В 57 метрах к юго-востоку от маяка находится второе одноэтажное здание размером 9,5 х 6,3 м, высотой сруба 3 метра и с высотой конька четырехскатной крыши – 5 метров. В отличие от предыдущего здания, практически полностью разрушенного, второе здание сохранилось существенно лучше. Здесь полностью сохранился сруб, планировка внутренних помещений, частично – потолок, деревянная крыша, элементы декоративной отделки потолка, дверных и оконных проемов.
На бревнах сруба сохранились многочисленные сборочные отметки, даты, буквенные аббревиатуры. Среди многочисленных надписей явно читается аббревиатура «КПМД». Кроме того, несколько раз продублирована дата «1858», что соответствует датам начала постройки маяка и маячного городка.
Внутренние помещения этого исторического здания имеют крайне обветшалый вид. Декоративное внутреннее покрытие пришло в негодность, стены и потолок разрушаются. Учитывая безусловную историческую ценность единственного сохранившегося здания утраченного маячного городка, было принято решение произвести его лазерное сканирование.
К северу от маяка до начала 1990-х годов располагалась воинская часть и радиомаяк. Сейчас на ее месте находятся несколько разрушенных строений и большое количество брошенной и разукомплектованной военной техники.
Стоит отметить, что во второй половине XIX века к северу от маяка располагалась часть маячных сооружений – паровой свисток, кузница служебные строения. В начале XX века паровой свисток сменился пневматической сиреной.
По материалам, хранившимся в Российском государственном архиве Военно-морского флота, исследователям Центра Современной истории удалось установить, что в действительности здесь также располагались постройки гидрографической службы. Стоит отметить, что зданий для обслуживания маяка было несколько. Кроме того, жизнь на маяке не обходилась без различных аварий и курьезов при проведении штатных работ по обслуживанию маяка. Так, в 18 мая 1894 года в Главное гидрографическое управление поступил рапорт о сгоревшей кузнице – деревянной постройки для ремонта маячных устройств и агрегатов. Смотритель маяка лично исправлял в кузнице принадлежности для паровой сирены, однако частицы раскаленного метала и углей, разлетевшиеся по полу кузницы были раздуты порывом ветра, ворвавшимся в дверь, и вспыхнул пожар. Никто не пострадал, но постройку кузницы спасти не удалось [РГА ВМФ Ф.404, О.3., Д. 354, л. 11.].
В ответ на рапорт о случившемся директор маяков и лоций приказал всем смотрителям маяков белого моря содержать при всех маячных зданиях особые деревянные кадки с водой для экстренного тушения пожаров [РГА ВМФ Ф.404, О.3., Д. 354, л. 12.].
Очередная пора модернизации и перестроек наступила в 1910-е годы. 13 марта 1910 года в Главное гидрографическое управление поступил рапорт от Директора маяков и лоций Белого моря с приложением технической сметы на постройку пневматической сирены, жилого дома и служб при нем на мысе Святой Нос.
Положение паровой сирены изначально было не лучшим с точки зрения дальности распространения ее сигналов. Данное обстоятельство мы наблюдаем в документах 1901 года, когда Директор маяков и лоций Белого моря ходатайствует в Главное гидрографическое управление о сносе старой маячной башни, которая вот уже почти полвека стояла на мысе Святой Нос. По мнению директора маяков и лоций башня мешала прохождению звукового сигнала сирены и подлежала сносу [РГА ВМФ, Ф.404, О. 3, Д.1543, л. 1.]. Главным гидрографическим управлением в ответ на это ходатайство было отказано. Отказ был мотивирован тем, что башня находится на значительном удалении от действующей маячной башни и значительно ниже нее и «…служит для определения судов когда маяк во время тумана не виден. Сирену же является очень желательным перенести на самый мыс перед башней… ». [РГА ВМФ, Ф.404, О. 3, Д.1543, л. 4.]
Выполнив лазерное сканирования маяка и прилегающих к нему объектов команда Центра Современной истории и представители гидрографической службы покинули Святой Нос. Работа была окончена около трех часов ночи, и когда прилив позволил плашкоуту подойти к месту высадки, команда вернулась на судно.
Результаты проведенного лазерного сканирования, а также натурного обследования позволят сохранить текущее состояние маяка и произвести подготовку необходимой научной проектной документации для будущих работ по сохранению и ремонту маяка.
По завершении работ на мысе Святой Нос, пока команда гидрографического судна была занята обслуживанием навигационных буев в проливе Иокангский Рейд, команде проекта удалось опросить некоторых жителей близлежащего населенного пункта об истории Святоноского маяка.
В городе Островной (до 1920 года — Йоканьгский погост, до 1938 года — село Йоканьга, до 1981 года — посёлок Гремиха), расположенном 15 километрах от Святоносского маяка проживает сын последнего начальника маяка - Владимир Михайлович Горбунов, который рассказал о своем отце. Дополнила рассказ Михаила его родная сестра Татьяна Алексеева, ныне проживающая в Красноярске.
Михаил Иванович Горбунов родился в 1937 году в Сумской области, воспитывался в детском доме. Проходил срочную службу в пожарной части Гремихи, где остался на сверхсрок, а после устроился начальником сирены, находившейся на мысу Святой Нос. В 1968-69 годах Михаил сменил бывшего начальника радиосветового маяка Федорука. На тот момент – штат маяка составлял 8 человек, вахту несли круглосуточно и посменно. Служили на маяке семьи: Гуцу, Антоник, Горбуновы, Коротянские, Корягины.
Семья начальника маяка жила близ радиомаяка, располагавшегося в районе метеостанции (в двух километрах к северу от маячной башни) в кирпичном здании на две семьи. Старожилы рассказывали, что на некотором удалении от жилого дома, недалеко от старого колодца, было шесть могил участников первой экспедиции – на месте могил еще в70-80-х годах виднелись бугорки.
За долгую службу в тяжелых серверных условиях 1981 году Михаил Иванович Горбунов был награжден орденом Знак почета. После того как маяк был переведен на автоматический режим работы, должности обслуживающего персонала сократили, а Михаил Горбунов переехал в Гремиху.
Сам Владимир Горбунов, родился в Гремихе, но в школу пошел на Украине, где временно жил у родственников отца. Вернувшись в 1979 году, поступил в вечернюю школу и уже в 16 лет пошел работать к отцу на маяк. В это время на маяк поставлялась новая радиоаппаратура, а маяк готовился к переоборудованию в маяк 1 класса. Радиомаяк подчинялся войсковой части 26909, расположенной около светового маяка. Этот пост имел позывной «мостик», а пост расположенный к югу от маяка, у губы Лопское становище позывной «скамейка». Татьяна Алексеева вспоминает о небольшом магазине и детских праздниках в «скамейке», девять километров до которой добирались на лошадях, санях и другими доступными способами, чтобы посмотреть на невиданную в этих краях живую новогоднюю елку.
Сам световой маяк снабжался электричеством от дизельного генератора, расположенного в воинской части, линия шла по столбам несколько километров, на маяке стояла лампа ОСА-500, маячный аппарат шведского производства обеспечивал круговое освещение. Маячная башня была обшита доской и покрашена в желтый цвет, только маячное сооружение было красного цвета. Крыша маяка была обшита листом меди толщиной до сантиметра, который потом сняли.
По воспоминаниям Владимира «на световом маяке работал смотрителем дед Василий, который жил на маяке с женой Верой. Смотритель держал коня, говорил про себя: «Старый хрыч Васька и Васька конь. Василий жил в деревянном доме-срубе ближнем к маяку, а умер в начале 70-х годов». В срубе, расположенном слева от маяка жил Алексей Галинов, командир воинской части.
Еще одни собеседник Виктор Лавриков служил на маяке в конце 1980-х – начале 1990 гг. и любезно поделился своими воспоминаниями о службе. Виктор рассказал о том, что с мая 1988 по июнь 1990 года он возглавлял строительство казармы, котельной и двух деревянных домов для поста бригады ОВР, располагавшегося непосредственно у Святоносского маяка (прим.: речь идет о ранее обследованном здании у маяка).
Виктор Лавриков с конца 1980-х годов был направлен в в/ч 11844 (п. Росляково), которая занималась строительством объектов на побережье Баренцева и Карского морей – от острова Кильдин в Кольском заливе до острова Грэм-Белл на Земле Франца-Иосифа. В качестве объекта для работы Виктору достался мыс Святой Нос. «В то время там располагался пост Гремихинской бригады охраны водного района. Так во, в конце весны 1988-го на двух вертолетах меня с веселой компанией военных строителей забросили на мыс, через неделю пришел из Мурманска корабль со строительной техникой и материалами и все началось».
«А началось все с разгрузки корабля. В бухте Лопское Становище (2 км к югу от маяка) был подремонтирован причал, и два раза в сутки в соответствии с графиком приливов от большого сухогруза стоявшего в паре километров от берега, к нему направлялась десантная баржа, загруженная стройматериалами. За время «высокой воды» (3-4 часа) ее необходимо было разгрузить при помощи доставленного вторым рейсом автокрана. Затем все это богатство при помощи ЗИЛ-131 и ДТ-75 с прицепом (доставленных первым рейсом) с невероятными приключениями транспортировалось к месту назначения. Главные проблемы возникали на первом подъеме из бухты. И продолжались эти приключения (с перерывами на штормовую погоду) почти три недели, чему способствовало солнце, светившее круглые сутки в соответствии с распорядком полярного дня».
Далее Виктор дал описание сохранившихся остатков зданий по современному фото:
«В левом нижнем углу – то, что осталось от вполне приличного деревянного дома постройки XIX века (видел фото в каком-то морском журнале), в котором я жил вместе с начальником поста старшим лейтенантом Поповым (очень интересный 44-летний персонаж). Вверху на дальнем плане – казарма матросов, которые несли службу на посту (где-то полтора десятка человек). К ним были подселены и мои военные строители. В правом нижнем углу – тоже достаточно старый (но сохранившийся дом), в котором жил мичман с поста. Чуть выше – «руины» (что очень печально) двух деревянных домов, построенных нами, а еще выше – сборно-щитовая казарма, находящаяся в таком же состоянии. Перед казармой – котельная, выложенная мною от первого до последнего кирпича, и знаменитая дымовая труба, установка которой с помощью вертолета была настоящим цирковым номером».
«Печально смотреть на то, что осталось от дома, где я прожил два года. Даже печку узнал. В те времена здесь стоял пост бригады охраны водного района. Они отслеживали прохождение судов возле Святого Носа. Планировалось развитие этого места, вследствие чего я и был прислан для строительства казармы, котельной и домов. Должность моя называлась «начальник строительно-монтажного участка». Кроме Попова и мичмана Левченко иногда контактировал с семейством метеорологов и начальником маяка «дядей Мишей». Они жили в двух километрах на север, на самом мысу, так что по выходным иногда ходил к ним в гости».
Такова история маячной службы за последние полвека. Не менее интересную историю о людях маяка исследователям Центра Современной истории удалось обнаружить в ходе историко-архивного исследования.
В ходе обзора всех существующих публикаций о маяках Белого моря, внимание исследователей привлекала статья Сергея Аксентьева «Свет маяков сквозь полярную мглу», опубликованная в журнале «Север» в 2011 году. Здесь рассказывается удивительная героическая история о смотрителе Святоносского маяка Евлампии Багрецове и его дочери. Архивная работы по поиску сведений о маяке позволила подтвердить все изложенные автором сведения.
В 1896 году должность смотрителя маяка принял Евлампий Багрецов. Маяк пришелся п душе, и он лелеял его как родное дитя, в чем ему усердно помогали жена и служитель-парень из местных лопарей. Рос сын Павел, а в 1903 году в семье родилась дочь Мария. Интенсивность движения судов в районе Святого носа год от года увеличивалась. Работать приходилось практически круглосуточно и без выходных. Подрастая, дети тоже помогали взрослым. Жили дружно, но пришла беда – Евлампий стал катастрофически слепнуть. Управляющий Беломорскими маяками полковник Васильев, в 1905 году ознакомившись с состоянием дел на маяке, счел возможным удовлетворить просьбу Багрецова – оставить его на службе при условии, «чтобы ему помогала жена и чтобы он нанял себе грамотного помощника». Все последующие годы служба при слепнущем смотрителе неслась отменно. В 1910 году телефон связал Святоносский маяк с Городецким и Орловским маяками и почтово-телеграфной конторой в Летнем Иоканьгском погосте, что существенно упростило передачу в Архангельск важных сообщений и надводной обстановке и наличии кораблей в районе маяка.
В Лоции Белого моря за 1913 год приводится любопытная справка о Святоносском маяке: «…население состоит из смотрителя и трех служителей. Пресная вода в озерах, а также в ручьях губы Волоковой. Леса для дров нет, а плавник сюда выкидывается редко. На маяке имеется корова и несколько овец; можно также иногда получить дичь, оленье мясо и сухую провизию». Судя по описанию лоции, жили на маяке хоть и трудно, но в достатке. Это-то и породило людскую зависть. Нашлись недоброжелатели из числа желающих занять «хлебный» пост смотрителя маяка. Они настойчиво «сигналили в Главное гидрографическое управление о том, что при слепом смотрителе в любой момент жди беды и полагаться на надежную работу маяка, особенно в осенне-зимние периоды, рискованно. Кляузы возымели действие. Осенью на маяк с ревизией прибыл заместитель начальника Главного гидрографического управление генерал-майор корпуса гидрографов А.М. Бухтеев. Афанасий Михайлович был приятно поражен порядком на маяке, ухоженностью всех помещений, доброжелательностью людей и отличной организацией службы. По возвращении в Петербург он доложил начальнику управления: «Багрецов, будучи слепым, настолько сжился с маяком, что чувствует его работу как свой организм. Ему заметны любые сбои в освещении, любой непорядок на вахте, он входит во все маячные дела. Ему хорошо помогают его жена и помощник, который производит метеонаблюдения... полагал бы справедливым, чтобы он за многолетнюю исправную службу был представлен к очередной награде» [РГА ВМФ, Ф.404, оп.3, д.1950.].
С началом войны (28 июля 1914 года) Павла забрали в армию и отправили на фронт. Здоровье Евлампия Багрецова, и без того неважное, после смерти жены ухудшилось. Он почти не вставал, и все заботы легли на дочь Марию. Тогдашние маячные осветительные приборы были сложными, капризными и небезопасными. И так сложилось, одинадцатилетняя девчушка оказалась единственным человеком, способным управляться с этой капризной техникой. Она зажигала и гасила фонарь, отправляла донесения, вела домашнее хозяйство и ухаживала за больным отцом. В Архангельске дежурные поначалу дивились звонкому девчоночьему голоску, но вскоре свыклись и четких исчерпывающих докладов со Святоносского маяка всегда ждали с особым нетерпением.
Война на севере набирала обороты. Российское морское министерство оказалось не готовым оказать существенное противодействие противнику. В начале навигации 1915 года в горло Белого моря беспрепятственно проник германский вспомогательный крейсер «Метеор». Никем не обнаруженный, немец поставил минное поле (более трехсот мин) в самом оживленном месте судоходства на линии Святой Нос – остров Данилов и благополучно убрался восвояси. Первым в смертельную ловушку 20 мая попал английский пароход «Арендаль», подорвавшись на мине в 12 милях от Терского-Орловского маяка. Чрезвычайное происшествие нарушило нормальное судоходство в этом районе и вынудило морское министерство по согласованию с английским командованием срочно создать партии траления, организовать оборону побережья и портов, формировать силы и средства для сопровождения конвоев в порты Белого моря. Маяки перевели на периодический режим работы. Огонь включался только по указанию военного командования для обеспечения прохода наших кораблей и транспортов. А корабли следовали мимо Святого Носа непрерывно. В этой напряженной обстановке кроме привычных занятий смотрителю дополнительно предписывалось флажными сигналами «сводить» в караваны, подходящие с запада к Святоносскому маяку суда для следования в порты Белого моря, непрерывно следить за обстановкой в акватории, немедленно докладывая командованию о появлении боевых кораблей и подводных лодок противника. Не давали покоя и капитаны судов, требуя немедленно прислать тральщики к Святому Носу для проводки караванов через минные поля.
Для изучения обстановки в Архангельск на вспомогательном английском крейсере «Арланза» прибыла комиссия из семи человек во главе с начальником морского Генерального штаба вице-адмиралом А.И. Русиным. В одну из октябрьских ночей 1915 года на маяке истерично затрезвонил телефон. Звонил дежурный офицер Генерального штаба. Сквозь треск и вой неустойчивой связи на другом конце провода ему ответил звонкий детский голосок: «Святой Нос слушает!» От неожиданности дежурный растерялся, потом начал орать: «Что за шутки? Где смотритель? Кто со мной говорит?» Ему спокойно ответили: «У аппарата дочь смотрителя Маруся Багрецова. Отец сильно болен и не может подойти». Трубка замолчала. Наконец, видимо смирившись с ситуацией, дежурный безо всякой надежды попросил: «Девочка, ты не знаешь, не проходил ли мимо вас пароход «Арланза»?
Несколько минут в трубке слышалось прерывистое дыхание и шелест страниц журнала. Наконец ему ответили: «Святой Нос доносит: в 22 часа пароход прибыл в Архангельск. Дано службой связи. Сейчас на рейде стоят суда, - Маруся четко перечислила их названия. – Орловский маяк предупредил: первая группа тральщиков прошла маяк, идет к нам. Завтра караван № 25367 идет в Архангельск. Телефонограмма окончена», - и связь оборволась.
Утром следующего дня исполняющий должность начальника связи Белого моря Михаил Сергеевич Рощаковский получил из Петрограда предписание: выяснить обстановку на Святоносском маяке, оказать помощь смотрителю и поблагодарить от лица начальника Главного морского штаба дочь смотрителя Марусю Багрецову за четкий и полный доклад дежурному офицеру штаба.
Но на маяк удалось попасть не сразу. Сначала не позволила обстановка, потом заштормило, потом не было оказии. Когда же, наконец, военный специалист и врач, посланные Рощаковским, прибыли на маяк, удивлению их не было предела. Двенадцатилетняя дочь смотрителя не только содержала маяк в образцовом порядке, без задержки подавала судам нужные флажные сигналы, а с наступлением туманов помогала служителю запускать в работу сирену, но и по первому требованию командования зажигала огонь маяка.
Доклад проверяющих, как повествует молва, настолько растрогал командующего Архангельском и районом Белого моря, что тот прослезился и приказал дложить о геройской девочке в Петроград. Оттуда пришел приказ: «В воздаяние отличной доблести, спокойствия и редкого добросовестного отношения к службе в тяжелых обстоятельствах военного времени девица Мария Багрецова награждается серебряной Георгиевской медалью». По мнению историков и краеведов, это была первая боевая награда Первой мировой войны на Белом море.
После окончания войны сын Евлампия Павел вернулся и принял на себя заботы по содержанию маяка.

Маяки России

Интерактивная карта

Вы можете выбрать маяк на карте и перейти на страницу с подробным описанием

Маяк Пиллау

Маяк Пиллау (Балтийский) – самый западный маяк России.
Подробнее

Маяк Русский

В 1953 году вместо старого маяка возвели новый, высотой 24 метра Подробнее

Маяк Белый

Уникальный, полностью деревянный маяк, сложной конструкции.
Подробнее

Маяк Кастрикум

Строили с 1963 по 1966 год. Кастрикум был установлен на обрывистом мысе. Подробнее

Маяк на мысе Слепиковского

Уникальный маяк на Мысе Слепиковкого, построенный еще во время японского губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.).

Подробнее

Маяк Ай-Тодор

В 1835 году на месте старой римской сигнальной башни был установлен маяк Подробнее

Маяк Петропавловский

Один из старейших маяков Камчатки обеспечивает безопасность судоходства при входе из Тихого океана в Авачмнскую губу.
Подробнее

Маяк Таран

Построенный немцами в 1846 году Маяк Таран после окончания Второй мировой войны перешел в собственность СССР, а затем – в собственность современной России.
Подробнее

Сочинский маяк

В 1864 году на месте современного города Сочи был основан порт Даховский, который спустя 10 лет стал посадом и получил свое название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. Подробнее

Кашкаранцевский маяк

Первый маяк был построен здесь в 1938 году в виде навигационного знака, а в 1978 году он был сооружен уже в виде круглой кирпичной башни, окрашенной белыми и красными горизонтальными полосами с фонарным сооружением. Подробнее

Святоносский маяк

Святоносский маяк – один из самых старейших маяков России, имеющий уникальную деревянную конструкцию башни.
Подробнее